Нерыбный день. Как сберечь природные запасы Волги и Дона

Штраф за каждого судака, выловленного в период нереста, составит больше 6000 рублей. © / Сергей Новицкий / АиФ

В Волгоградской области, как и в соседней Астрахани, рыба – это живой бренд региона. Сейчас на Дону уже началась сезонная пора, связанная с нерестовыми запретами и ограничениями. Чуть позже запреты начнут действовать и на Волге.

   
   

В каком состоянии сегодня пребывают волго-донские рыбные запасы, какие проблемы их охраны существуют, разбирался «АиФ»-НП».

Нерест – пора разбоя?

С 20 и 25 апреля на различных участках Дона и Цимлянского водохранилища начались основные этапы ограничений на любительскую и промысловую рыбалку. Вплоть до начала июня запрещается любительская ловля с использованием любых плавсредств. С берега можно рыбачить лишь на поплавочную удочку, донку или спиннинг с общим количеством крючков не более 3 шт. на рыболова. Под полным запретом до июня ловля таких ценных видов, как судак и рыбец.

Аналогичные по строгости нерестовые ограничения начнут действовать и на Волге, Ахтубе и Сарпинских озёрах  с 1 мая. Вернуться к рыбалке без ограничений в Волгоградской области можно лишь с 16 июня.

В мае, пока будет идти разгар рыбного икромёта, правоохранительные органы и организации рыбоохраны выйдут на традиционную операцию «Путина». Она направлена на борьбу с теми, для кого добыча рыбы в нерест – это бизнес.

«Путина» ещё не стартовала, однако уже сейчас идут задержания на воде или у воды целых группировок браконьеров. Так, в ГУ МВД по региону рассказали, что в Суровикинском районе у посёлка Нижний Чир на акватории Цимлянского водохранилища задержали трёх местных жителей. Они занимались незаконным промыслом рыбы, используя сети протяжённостью более сотни метров.

А в Кировском районе Волгограда обнаружили целый подпольный цех по переработке рыбной продукции. Действовали с размахом, перерабатывая десятки тонн самой разной рыбы, преимущественно крупного частика, которые скупали у браконьеров. Вся работа шла в антисанитарных условиях. Из подобного «мини-рыбкомбината» «деликатесы» отправлялись на реализацию в торговые павильоны, где закрывали глаза на нелегальное происхождение продукции.

   
   

Но основной улов «Путины» впереди. Так, только в 2020 г.  по результатам одного из этапов полицейские вместе с органами рыбоохраны изъяли около 12 км сетей, 40 плавсредств, свыше трёх тонн незаконно добытой рыбы. Было возбуждено 25 уголовных дел.

А покупатели найдутся

И тем не менее, как считают незаконные добытчики, риск быть пойманным ничто по сравнению с получаемым от браконьерского промысла доходом. Сбыт у них есть всегда.

«В нашем посёлке под Калачом на придорожном рынке какие-то люди в грязных замызганных куртках ежедневно торгуют из багажника огромными судаками, щуками, сазанами,– рассказывает читательница Ольга Дьякова. – Понятно, что это браконьеры, но многие такую рыбу берут – она свежая, да и раза в полтора дешевле, чем в магазине».

«А мне браконьеры на днях испортили отдых на природе с удочкой, – рассказал рыболов-любитель Олег Лоскутов. – Был на днях с друзьями на одном из притоков Дона. Туда весной заходит на нерест судак, лещ, сазан. Браконьеры эту особенность знают, и пока я раскладывал удочки, на моих глазах к реке всё подъезжали и подъезжали любители незаконной рыбалки. Рыбачили они на так называемый смык – варварскую снасть с огромными крючками, она забагривает рыбу за бок, плавники, за хвост – куда придётся. Часто рыба сильно травмируется, соскакивает с таких крючьев и погибает от увечий».

«Нужна целая спецоперация»

Бороться с массовым браконьерством сложно, но можно.

«Чтобы выследить опытных браконьеров, взять их с поличным, доказать их причастность к преступлению, необходима целая спецоперация, – объясняет старший госинспектор Нижневолжского отдела ВКТУ Росрыболовства Дмитрий Пивоваров. – Заметив выставленную сеть, наши сотрудники устраивают засады, часами ждут в укромном месте появления её владельцев, момента проверки улова. На секунду-другую замешкались – и правонарушители могут попытаться уйти от ответственности: заявить, что сеть  чужая, «случайно мимо проплывал». Нужны фото и видео, как именно данные нарушители вынимали из сети рыбу. Но на днях наши сотрудники оформили два таких материала, и теперь браконьерам грозят уголовные дела».

Сотрудниками рыбоохраны напоминают, что незаконный вылов рыбы – это не всегда занятие браконьеров. Правила нарушают и любители, которые не удосуживаются изучить новые нормы, прежде чем выходить на воду.

По словам Дмитрия Пивоварова, процесс ловли, в том числе и любительской, регулируется «Правилами рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна». Там не только указано, где, когда и какую рыбу категорически нельзя ловить, но также для каждого вида установлен минимально допустимый к вылову размер. Всю добычу, что меньше, надо отпускать обратно в водоём в живом, нетравмированном виде.

Учтите, что если вы выловили и не отпустили обратно в водоём донского судака, вылов которого запрещён с 15 апреля до 8 июня включительно, то за каждый незаконно добытый экземпляр штраф составит более 6000 рублей! Весомая сумма, чтобы наконец изучить правила рыболовства и начать их соблюдать. Тем более что написаны эти правила ради того, чтобы нам было что ловить в Волге и на Дону и через пять, и через десять лет.

Цифра
50 миллионов рублей израсходуют на пополнение рыбных запасов в водоёмах Волгоградской области до 2025 года.

Как ловить по правилам

Допустимая длина рыбы:

  • сом – не меньше 90 см
  • судак, сазан – не меньше 40 см

(На Волге в пределах Волгоградской области)

Суммарный вес улова

  • Не более 10 кг на человека (правила для Волго-Каспийского бассейна на Волге, Ахтубе, Волгоградском водохранилище и водохранилище ВДСК)
  • Не более 5 кг на человека (правила для Азово-Черноморского бассейна на Дону и Цимлянском водохранилище со всеми притоками)

Штрафы для нарушителей

От 2 до 5 тыс. руб. с возможной конфискацией плавсредства и орудий лова. Кроме того, придётся заплатить за каждую незаконно выловленную рыбину. В период нереста штраф вырастает вдвое.

Точка зрения
Федеральный модератор рыболовного интернет-клуба «Фион» и официальный представитель клуба в Росрыболовстве Игорь Полетаев: «Оскудение рыбных запасов региона – это не только проблема браконьерства, это целый комплекс вопросов, которые нужно решать, пока рыба ещё есть в наших реках. И здесь, как считаю, наши рыболовы-любители не должны вдаваться в демагогические рассуждения на тему «главный браконьер у нас государство с его ГЭС» и что «вся рыба истребляется сетями и электроудочками, а мы, любители, тут ни при чём». Нужно вносить свой вклад в дело сохранения рыбных ресурсов и, в первую очередь, выполнять предписания действующих правил рыболовства. Важно выполнять требования закона, а не пытаться искать в нём лазейки. От потребительской вакханалии, дальнейшего оскудения рыбных ресурсов нас спасёт только сознательность и повышение уровня правовой культуры в обществе».

Мнение эксперта
Главный ихтиолог Нижневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Сергей Яковлев: «Главная проблема весеннего нереста рыбы — это не только борьба с браконьерством, но и оптимальное заполнение нерестилищ, благоприятный для рыбы весенний паводок. К сожалению, для рек донского бассейна на протяжении ряда лет характерно маловодье. Что касается Нижней Волги, Ахтубы, водоёмов Волго-Ахтубинской поймы – экспертное решение о спецпропуске воды Волжской ГЭС будет приниматься в Росводресурсах со дня на день. Пока что есть осторожный оптимизм, что воду дадут для поймы в достаточном объёме и по оптимальному для нереста графику».