«Нам нужны новые Штирлицы». Режиссер военного фильма о правде и патриотизме

Режиссер Солбон Лыгденов обещает снять «фильм-правду», не похожий на многочисленные «фильмы-комиксы» и блокбастеры о войне. © / Солбон Лыгденов / Из личного архива

В выжженной солнцем степи у поселка Иловля Волгоградской области всё лето лязгали гусеницами танки, выли бронетранспортёры, под взрывы падали солдаты, стонали раненые - словно эти места перенеслись на 70 с лишним лет назад. Кинематографисты из Бурятии снимали художественный фильм о Сталинградской битве – «321-я Сибирская дивизия». 

   
   

В последний день съёмок «АиФ-НП» поговорил с создателем фильма - бурятским режиссёром Солбоном Лыгденовым о его картине, патриотизме и дефиците правдивого кино о войне. 

Сибирский фактор 

Сергей Новицкий, «АиФ-Волгоград»: Ваша картина будет о земляках-бурятах, воевавших в этих местах?

Досье
Солбон Лыгденов. Родился в 1971 году в Бурятии. Работал с Фёдором Бондарчуком, Тимуром Бекмамбетовым. Снял две авторские киноработы - «Золотые шахматы Будды» (2010 г.) и «Булаг» (2013 г). Режиссёр, сценарист, кинопродюсер, ставит трюки и является художником ряда известных кинокартин.

Солбон Лыгденов: Именно так. Перед тем как приступить к съёмкам, я много общался с ветеранами, годами собирал материал. Мало кто помнит, что в битве за Сталинград, равно как и в других местах, где решалась судьба Отечества - под Москвой, Ржевом, на Курской дуге, - участвовали десятки дивизий, сформированных в Сибири. Старший брат моего отца воевал на Дону, затем в Сталинграде. Его дивизия формировалась на станции Бада в Забайкалье - это на Транссибе.

Летом и осенью 1942 года дивизии с востока непрерывно прибывали эшелонами под Сталинград, с ходу вступали в кровопролитный бой с отборными частями противника.  Бои были тяжелейшие. В некоторых дивизиях до 70 - 80% личного состава выбывало за первые дни боёв. Помните культовый советский фильм «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука? По сути, картина о том, как воевали на подступах к Сталинграду именно сибирские дивизии, даже места те же - плацдарм в излучине Дона под Клетской, Иловлей. Только актёры в советском фильме были не сибиряки,  за исключением Василия Шукшина.

Фильм основан в том числе на документальной работе Александра Голованова «Сибирские дивизии. Засекреченный подвиг». Фото: Из личного архива/ Солбон Лыгденов

Очевидцы вспоминают, как воевали сибиряки: они по своей природе охотники, следопыты. Воевали сдержанно, по-сибирски, даже в атаку шли без криков «ура». Били врага сметливо, хладнокровно. У нас в Сибири климат такой - силы нужно беречь на главное. Нет времени на эмоции. Большую роль играет чувство товарищества, взаимная выручка.

Зритель истосковался по фильму-правде о войне. Фильмов-комиксов, фильмов-блокбастеров у нас в изобилии. А вот современного фильма-правды ещё нет.
   
   

В сибирских дивизиях плечом к плечу воевали вместе буряты, монголы, украинцы, потомки ссыльных поляков, русские, казаки.  

- В вашем фильме заняты только профессионалы? 

- Играют у нас и любители, и профессиональные актёры российского кино - Георгий Дронов, Кирилл Полухин, Игорь Петренко. Правда, мы намеренно не дали «звёздам» ключевые роли, они у нас заняты в эпизодах. В сценах с мирным населением заняты жители окрестных хуторов, посёлков Иловлинского района.

Сельские жители, ставшие участниками съемок, слушают распоряжения режиссера. Фото: Из личного архива/ Солбон Лыгденов

Активно помогали нам простые люди. Так, в поселке Целинная под Иркутском мы были у одной бабушки. Узнав про наш фильм, она передала киногруппе хранившиеся с военной поры хромовые сапоги своего папы, пуговички с гимнастёрки. Никаким музеям бабушка не хотела их отдавать, но нам доверила, сказала: «Буду ваш фильм переживать». 

Народный фильм 

- Сюжетная основа фильма отражает подлинную историю? 

- История действительно подлинная, есть документальная работа Александра Голованова «Сибирские дивизии. Засекреченный подвиг». Согласно изложенным материалам, в критический момент битвы в малой излучине Дона враг почти полностью разбил наши войска, одна только 321-я Сибирская дивизия и выстояла.

По сюжету в разгар тяжелых боёв младшего политрука Одона - бурята по национальности от верной гибели спасает его старший брат Золто. Само их родство необычно. Старший сводный брат - русский, а младший - бурят-монгол. Перед отправкой он дал клятву отчиму беречь младшего брата от опасности. Выполняет клятву всеми силами - и в боях на подступах, и в уличных боях в осаждённом городе. Кстати, концовка фильма будет ещё жестче, трагичнее, чем в подлинной истории. 

- Кто играет врагов? 

- В нашем фильме противники - немцы, румыны - будут не карикатурной безликой массой, а именно тем врагом, противником, какими они были на самом деле. 6-я армия вермахта, с которой столкнулись в степях и в Сталинграде сибиряки, были профессиональные военные, которые выполняли приказ. Наши деды-ветераны из Сибири о противнике всегда говорили с уважением.

Любое кино о войне неизбежно всегда содержит идеологический воспитательный момент. Но и без исторической правды тоже никуда. В большинстве сильных советских картин этот разумный баланс выдерживался.

На ключевые «немецкие» роли мы специально пригласили актёров из Германии - чтобы в кадре офицеры, солдаты, военачальника вермахта выглядели с максимальной подлинностью. И румыны-противники у нас тоже настоящие. Реконструкторы из Румынии согласились бесплатно поучаствовать в съёмках. 

- Технику, амуницию для съёмок привезли с собой из Бурятии?   

- С этим нам сильно помогло руководство музея «Сталинградская битва» и участники военно-исторического клуба «Пехотинец», руководство местного отделения военно-исторического общества. Музей-заповедник предоставил нам просто незаменимую при съёмках  военную технику, включая немецкие повозки, полевую кухню, автомобиль, орудие.

Музей «Сталинградская битва» и военно-исторический клуб «Пехотинец» предоставили боевую технику и амуниции для съемок. Фото: Из личного архиваСолбон Лыгденов

Вообще есть в последнее время у нас такое понятие - «народный» фильм о войне. Надёжного финансирования картины нет. Обычный бюджет «среднего» российского кино - свыше 2 млн долларов, а исторические фильмы стоят раз в пять дороже - за счёт дорогих технически сцен, графики и т.п. Наш бюджет куда скромнее - примерно 1 млн долларов. Но даже эти средства мы собираем буквально с миру по нитке. Собирали средства на съёмку фильма на концерте-марафоне, на других акциях, бросали клич по соцсетям, часть средств пробовали изыскать у региональных властей в родном Забайкалье.

Кто не создаёт своё собственное эпическое патриотическое кино - вынужден учиться патриотизму у чужестранцев. А это всегда опасно. Так можно заработать «историческую амнезию».

Но все эти трудности того стоят. Зритель истосковался по фильму-правде о войне. Фильмов-комиксов, фильмов-блокбастеров у нас в изобилии. А вот современного фильма-правды ещё нет.

В нашем случае фильм именно народный. Каждый помогает. Иловлинский фермер Андрей Прошаков, например, предоставил в наше распоряжение участок своей земли с подходящей натурой - холмистая целинная степь. 

Историческая амнезия 

- Никогда не задумывались, почему десятки лет нет качественного отечественного кино о войне?

- Думаю, дело и в государственной политике, и в самих режиссёрах. Вспомним такие масштабные советские киноленты о войне, как «Освобождение». Тогда технику, солдат для массовок выделяли целыми военными округами. И картина имела достойный технический, художественный уровень. А такие образы наших киногероев, как капитан Цветаев из того же «Освобождения», можно было транслировать на весь мир - высокий, сильный, справедливый русский воин. Таким весь мир и должен воспринимать наших воинов-освободителей.  

Кстати, в Китае до сих пор наши советские ленты о войне «Летят журавли», «Освобождение», «Они сражались за Родину», «Горячий снег» сверхпопулярны.

Нашему кино сейчас необходимы свои новые «товарищи Суховы», Штирлицы-Исаевы, капитаны Цветаевы. Нужны эпические и сильные герои. Любое кино о войне неизбежно всегда содержат идеологический воспитательный момент. Но и без исторической правды тоже никуда. В большинстве сильных советских картин этот разумный баланс выдерживался.

- Вы работали на киноплощадке фильма «Сталинград» у Фёдора Бондарчука. Почему, по мнению некоторых критиков, картина получилась столь недостоверной?

- Не хочу на эту тему долго распространяться. Очень хорошо отношусь к Фёдору как к талантливому режиссёру, актёру. Но с идеей «Сталинграда» что-то он «перехимичил», решил вложить в фильм побольше трэша - шоковых сцен и технически выигрышных, на его взгляд, деталей. Это личное право режиссёра, но картина получилась такой, как она есть, зритель её не принял. Особенно люди старшего поколения, воспитанные на киноклассике о войне.

Режиссёр должен следовать за исторической достоверностью, а не создавать свою «параллельную реальность», понятную лишь тебе одному. Не нужно нам во всём ориентироваться на западные шаблоны в кинопроизводстве. Мы и Запад - слишком разные цивилизации, поэтому и на кинематограф смотрим по-разному. 

Переиначив известную фразу, можно сказать так: кто не создаёт своё собственное эпическое патриотическое кино - вынужден учиться патриотизму у чужестранцев. А это всегда опасно.  Так можно заработать «историческую амнезию».