«Уважаемая редакция, прошу вас прояснить судьбу хорошо известной в Волгограде железнодорожной больницы № 4. У меня там работает родственница, и она рассказала, что сегодня больница, где в лучшие времена трудилось более 100 врачей самых разных направлений, пустует, в ней остаётся несколько десятков пациентов. Закрыты отделения кардиологии, гинекологии, детский центр аллергологии и иммунологии. Многие известные врачи, к которым целенаправленно ехали лечиться волгоградцы, уволились. Почему такое происходит в разгар пандемии, когда большинство лечебных учреждений города перепрофилированы под ковидные? Уже сейчас стало сложнее получить плановую медицинскую помощь, не связанную с ковидом, на госпитализацию существуют очереди. И на этом фоне «оптимизировать» больницу – это выглядит странным и вызывает недоумение у пациентов».
И. Ермолаева, Волгоград
В реестр включена, но…
То, что известное и уважаемое лечебное учреждение сократило объёмы медпомощи, в городе на самом деле активно обсуждают. Тем более что железнодорожная больница – так её принято называть в обиходе – была одной из ведущих, самых комфортабельных и современных в Волгограде. А теперь слухи ходят такие, что с больницей не заключён договор на финансирование на текущий год. Что же произошло?
В ответ на запрос редакции в областной комитет здравоохранения нам пояснили, что эта больница к ведению облздрава не относится, и переадресовали в РЖД и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Дальше началось нечто непонятное. В фонде, в свою очередь, сообщили, что «Частное учреждение здравоохранения «Клиническая больница «РЖД-Медицина» включено в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, и продолжает оказывать помощь, в том числе и стационарную».
В ТФОМС также указали, что помощь оказывают в рамках соответствующей территориальной программы. А она, поясним от себя, обширна и включает самый широкий спектр медицинских услуг.
Так почему же жалуются и сотрудники медучреждения, и жители? Ясность внёс ответ руководства железной дороги, к ведению которой относится больница.
Коротко его суть состоит в том, что план оказания медпомощи, который больнице гарантированно финансирует ТФОМС на текущий год, позволяет задействовать лишь менее половины имеющихся коек. Этот план утверждала специальная комиссия ещё в прошлом году, когда устанавливали объёмы финансирования для всех медучреждений региона. То есть договор на самом деле заключён, но объёмы заметно меньше прежних.
В РЖД не скрывают: «В целях рационального использования коечного фонда и повышения экономической эффективности лечебного учреждения планируется сократить часть коек в круглосуточном стационаре».
Так что слухи подтвердились, но есть и перспектива. В РЖД заверили, что изменения не предполагают сокращения персонала, так как высвобождаемых сотрудников переведут в амбулаторно-поликлинические подразделения. «Они будут задействованы в оказании медико-санитарной помощи и медицинских услуг, которые наиболее востребованы у волгоградцев», как указано в письме. Другой вопрос: на какой основе будут оказывать помощь в поликлинических подразделениях, платной или бесплатной, и не станет ли больница полностью коммерческой?
«Сокращение ощутили все»
Такая ситуация была неизбежна, уверена эксперт по вопросам здравоохранения Галина Едигарова и объясняет причины.
– Доходы бюджета Федерального фонда ОМС обеспечиваются в основном поступлением страховых взносов за работающих (платит работодатель), а также за неработающих (платит государство). Но надо признать, что налоговые отчисления в фонд сокращаются. Численность населения Волгоградской области становится всё меньше, к тому же в прошлом году многие не работали, не получали зарплату, и, соответственно, с этой зарплаты объём взносов на ОМС уменьшился.
В итоге произошло уменьшение объёма денежных средств ТФОМС, с одной стороны, а с другой – резкий рост расходов на перепрофилирование больниц и лечение больных ковидом. Для понимания – на лечение одного больного ковидом в тарифах ОМС заложено порядка 200 тыс. руб.
Поэтому ТФОМС вынужден сокращать объёмы медицинской помощи. Скажу больше: сокращено финансирование не только больницы РЖД, но и всех остальных медицинских учреждений. Плановая медицинская помощь резко сокращается, и это почувствовали все.
Вывод эксперта неутешительный: пока не будет остановлена эпидемия, сокращение объёма медицинской помощи неизбежно. Разумеется, речь не идёт об экстренной помощи – её оказывают в необходимых объёмах. А что касается плановой, выход один: остановить распространение вируса, для чего привить надо примерно 80% жителей.