Изучают нейротехнологии и генетику. Чем дети занимаются в лагере «Волна»

Попасть в лагерь может любой талантливый школьник, достаточно сделать заявку. © / РЦОД "Волна"

Начало августа – золотая пора детских летних лагерей. Но есть в Волгоградской области особенный лагерь, где ребята не только веселятся на дискотеках, купаются в речке и поют под гитару, но и получают новые знания, ставят научные эксперименты и создают произведения искусства. 

   
   

И дзюдо, и робототехника

Речь идёт о лагере «Волна», специально созданном для одарённых детей.

– Главное отличие нашего центра от обычного лагеря в том, что здесь создана особая образовательная среда: полное погружение в интенсивный образовательный процесс, обучение у ведущих педагогов вузов региона и дальнейшее сопровождение, возможность попробовать себя в разных направлениях деятельности, – объясняет  специалист дополнительного образования РЦОД «Волна» Ольга Комендровская.

Смены в центре проходят не только летом. Осенью, зимой и весной они длятся семь дней, а на летних каникулах – 14. За полтора года работы было создано  более 60 образовательных программ по направлениям науки, искусства, спорта. 

Например, по направлению «Наука» школьники занимаются в профильной смене ВолГУ «ГениУм». Их готовят к предметным олимпиадам,  они изучают программы «Робшкола.Дети» с педагогами ВолГУ,  конструируют беспилотные летательные аппараты по программе «Юнармеец-юнтех» с  «Юнармией».

Те, кто одарён творчески, занимаются живописью и декоративно-прикладным творчеством, хореографией, музыкально-театральным искусством (программы разработаны педагогами ВГСПУ). 

Есть и будущие спортсмены – с ними работают специалисты Федерации шахмат Волгоградской области, представители Школы футбола им. Л. Слуцкого и др.  

   
   

Есть и спортивно-патриотическая программа «Кадет МВД», подготовленная ГУ МВД России по Волгоградской области совместно с центром «Пост № 1» Волгограда.

Важно и то, что центр «Волна» открыт к сотрудничеству с педагогами региона. Каждый учитель или педагог дополнительного образования может представить на рассмотрение экспертного совета свою образовательную программу, разместив её на онлайн-платформе центра. Кстати, образовательная онлайн-платформа была запущена перед пандемией и доказала свою эффективность в период «удалёнки». Активно используется она и сейчас для проведения различных курсов и отборочных туров.

Основным критерием отбора на смену в центр являются высокие результаты, показанные школьником на различных конкурсах и соревнованиях, а также участие в кружках, секциях, студиях. Не менее важной является мотивированность ребёнка, его стремление трудиться, развиваться в выбранной сфере деятельности.

Чем покрасить помидор?

– Мы исследуем кариотип (совокупность признаков. – Ред.) растительных клеток корешков редиса, томата и укропа, – терпеливо объясняет мне свой проект Даниил Квятосинский, участник профильной смены «Школа молодых учёных», только что завершившейся в «Волне». – Для этого используем краситель цитокармин. Синтезировали его сами в лаборатории из уксусной кислоты и кармина. А затем окрашивали корешки и наблюдали  за процессом через микроскоп.

Даниил в этом году окончил волгоградскую школу № 78 и поступает в университет, планирует заниматься генетикой. Научную работу он делал вместе с  Данилой Суровым и Ринатом  Исмаевым под руководством педагога Дмитрия Нечаева.

Образовательный проект «Школа молодых учёных» в этом году отметил десятилетие. С «Волной» сотрудничает не первый год.

– На базе «Зелёной волны» у нас проходит уже третья летняя смена, а также было несколько межсезонных, – говорит один из руководителей смены Денис Мишин. – Сейчас «Школе молодых учёных» здесь особенно комфорт­но, так как «Волна» теперь не просто база, а центр развития одарённых школьников. Поэтому здесь есть все необходимые для научной работы условия и технические возможности.

А вот смена под названием «Инженерные каникулы. Космос» состоялась в июне этого года впервые. Программу подготовили педагоги детского технопарка «КванториумПолитех». Участниками смены стали порядка 90 ребят, обучающихся в «Кванториуме». Кто-то их них новичок, а, например, тринадцатилетний Артём Твердохлеб занимается уже три года, стал финалистом конкурса «Большие вызовы» и получил путёвку в «Сириус».  

В рамках программы «Инженерные каникулы. Космос» ребята изучали информационные технологии (основы 3D-печати, нейротехнологий, электроники, программирования). Одним из заданий, например, было моделирование в специальной программе космического корабля.

– Мы надеемся продолжить сотрудничество с «Волной», – сказал педагог технопарка «Кванториум» Александр Барышников. – Такие смены позволяют детям полностью погрузиться в тему, гораздо лучше усвоить материал.

На мой вопрос, охота ли учиться на летних каникулах, школьники кивают. И объясняют: в лагере интересно, весело и уютно, много классных ребят,  хорошие вожатые и педагоги. И, наверное, точно так же ответили бы 150 участников кадетской смены, побывавшие в «Волне» в начале июля, и юные вокалисты и танцоры, участники смены «Магия театра»…  

Сейчас «Волна» распахнула свои двери для юных художников. Увлекательное лето продолжается!

Заметить талант каждого

Региональный центр выявления и поддержки одарённых детей «Волна» создан на базе лагеря «Зелёная волна» (Дубовка) в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование».

Его цель – создать систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи в Волгоградской области. Задачу создать такое современное пространство, объединив лучшие образовательные практики, поставил губернатор Андрей Бочаров. 

Всего в России работает 60  региональных аналогов  «Сириуса». Волгоградский, под названием «Волна», открылся 18 декабря 2019 г., его попечительский совет возглавляет замгубернатора Зина Мержоева. В состав экспертного совета входят видные деятели науки, искусства и спорта Волгоградской области. Учредитель – комитет образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области.

Только цифры

  • Более 100 лучших педа­гогов проводят обучение в «Волне».
  • Реализовано более 60 про­грамм различной направленности. 
  • Более 1600 детей прошли обучение в РЦОД «Волна».

Как попасть в центр «Волна»: три шага

  1. Выбрать желаемое направление.
  2. Подать заявку школьника из любого муниципального района или городского округа Волгоградской области на сайт центра (volna-talant.ru) для участия в программе.
  3. Пройти дистанционный учебно-отборочный курс на сайте центра.

Зачисление на участие в профильную смену по образовательной программе зависит от возраста участника и уровня подготовки по изучаемому предмету.

По направлению «Наука» приглашаются школьники в возрасте от 12 до 17 лет, демонстрирующие успехи в точных, цифровых и естественных науках (математика, физика, биология, химия, информатика), а также в проектной деятельности по указанным предметам.

По направлению «Искусство» приглашаются школьники в возрасте от 7 до 17 лет, проявившие стремление и способности в области изобразительного искусства (рисунок, живопись) и декоративно-прикладного творчества.

По направлению «Спорт» приглашаются школьники в возрасте от 7 до 17 лет, проявившие стремление и способности в мероприятиях спортивной направленности.

Мнение
Руководитель регионального центра выявления и поддержки одарённых детей «Волна» Нина Ландыш: «В нашем центре у ребёнка есть возможность выйти за рамки привычной образовательной среды – пообщаться в одном месте и в одно время с единомышленниками: сверстниками, педагогами и наставниками. Есть возможность определиться с направлением для дальнейшего развития и, возможно, вузом, куда он захочет поступать. Главным достижением центра считаю успехи наших ребят, когда они в очередной раз побеждают в конкурсах, олимпиадах. Приятно понимать, что в этом есть и наш небольшой вклад. Большим достижением также являются те партнёрские отношения, которые на сегодняшний день сложились с вузами, организациями, экспертами. И, конечно, нам есть к чему стремиться – в каждом ребёнке зажечь или сформировать устойчивый интерес к науке, искусству, а также привить любовь к своему делу».

Материал подготовлен в рамках проекта «Ступени в будущее»