арбитражный суд признал ВМК «Красный Октябрь» банкротом. Конкурсным управляющим, назначенным судом, стал Сергей Харченко. Деятельность этого градообразующего завода временно остановлена.
Гигант на коленях
«Красному» больше 100 лет. В огне Сталинграда битва за завод шла 100 дней, он был почти разрушен, но так и не сдан врагу. А вот последние годы промышленный гигант стоит на коленях.
Он пережил пять банкротств, выводы активов, залоги, долги, сомнительный менеджмент.
Последним владельцем был Дмитрий Герасименко. В декабре 2017 года он попытался обанкротить сам себя, подав заявление в суд о признании ВМК банкротом от лица швейцарской компании RED OKTOBER, в которой он сам же является президентом. Сейчас Герасименко в федеральном розыске.
Год назад на предприятии было массовое сокращение - 2000 человек потеряли работу.
Завод, по крайней мере та часть, куда пригласили журналистов, - скорбное зрелище. Цех по производству проволоки остановлен четыре года назад: пустынно, грязно, дальняя стена цеха тонет где-то в черноте. Некоторые проёмы корпусов стоят без дверей, на земле мусор, сухостой.
Железнодорожные пути скоро уйдут в землю, вагонам, как рассказали сотрудники завода, лет 38, их износ чудовищный.
После решения суда деятельность завода приостановили, печи встали. Может, поэтому так невероятно тихо и безлюдно для завода. «Припять», - мрачно шутит кто-то из коллег.
Крыши нет
Сердце завода - цех СПЦ-2, здесь две сталеплавильные печи. Вместо крыши над цехом сереет небо. Крышу разобрали, чтобы построить систему сухой газоочистки. Предполагается, что это та самая штука, которая спасёт от выбросов, окутывающих город красным смогом. Без неё будущего у завода нет.
«Её должны сдать на следующий год, - рассказывает начальник управления капитального строительства «Красного Октября» Виктор Новиков. - Начинаем монтаж купола. Конечно, мы хотим будущего для нашего завода, чтобы газоочистку построили, запустили печи, плавили больше, чтобы зарплата росла».
Осенью на предприятии отключили тепло, отрезали от котельной. Кто не знает, труд металлурга один из самых адских (по крайней мере, печи там точно есть), плавится металл, спецовку можно выжимать. А помыться теперь только холодной водой. Все цеха не отапливаются. При этом тут работает 3250 человек (в 2008 году их было 8000).
«К сожалению, я оказался прав, когда говорил, что предприятие зайдёт в тупик, - сказал на встрече с рабочими губернатор Андрей Бочаров. - Сегодня ситуация критическая, сложная, она связана не с качеством продукции, не с потребностью рынка в ней, а в неэффективном управлении. Возможности для развития завода есть, спецстали востребованы, но целенаправленная работа людей, контролировавших финансово-хозяйственную деятельность, привела к тому, что сегодня ни рубля предприятие не имеет на своих счетах - все счета заблокированы».
Губернатор потребовал включить котельную и перестать морозить людей. На момент сдачи номера её планировали запустить.
Зарплата будет в срок
Рабочих после банкротства - а на предприятии много трудовых династий - интересовало не только будущее завода, но и зарплата. Губернатор и исполнительный директор ВМК «Красный Октябрь» Валерий Явецкий пообещали, что она будет в срок. «Зарплату получат из авансов, которые уже перечислены «Красному Октябрю». Для этого будут открыты новые счета взамен арестованных. Предприятие способно себя обеспечивать и работать безубыточно», - сказал Явецкий.
Он также заметил, что часть сокращённых ранее людей примут обратно на завод, однако назвать их число отказался.
«Зарплату не сокращали последнее время, но были постоянные задержки, - говорит один из рабочих, Денис. - Люди, конечно, напуганы происшедшим, но, думаю, хуже не будет, хуже просто не может быть. Так, у нас недавно подняли тарифную сетку по окладам, но повысили их только части сотрудников. Из-за сокращений и «оптимизаций» работать уже некому, на сотрудников навалили столько обязанностей, что один за троих работаешь. Ладно, если бумажки перебираешь, а если ты в цеху? Это ж трагедиями чревато. Моральный износ оборудования колоссальный, тепла нет. И это XXI век!».
Пока об инвесторе речи не идёт. Конкурсный управляющий Сергей Харченко заявил, что видит свою работу в оздоровлении предприятия. На заводе появится наблюдательный совет из числа представителей власти, в том числе замгубернатора Романа Бекова, трудового коллектива, депутатов, общественников, правоохранительных органов и надзорных структур.