Возможность дистанционного обучения давно была прописана в законе об образовании, но мало кто ею пользовался — в основном те, кто предпочёл получать знания дома. Кстати, многие из таких школьников и студентов демонстрировали куда большие успехи, чем обычные ученики. Удастся ли повторить достижения таких одиночек всем остальным, выяснял «АиФ»-НП».
Не тратить сил на дорогу
– Наш вуз перешёл на дистанционное обучение одним из первых в городе, и первые дни было довольно сложно, – признаётся преподаватель одного из вузов города Валентина Викторова. – Студентов отправили по домам, а сами приезжали на работу и проводили занятия с вузовских компьютеров. Когда все преподаватели дружно «выходили в эфир», сервер не выдерживал и зависал. Приходилось работать со своего ноутбука. С расписанием тоже всё было не очень понятно, но все смогли перестроиться, найти приемлемые виды связи и контактов, и сейчас обучение идёт, можно сказать, в плановом режиме.
В основном работа ведётся в трёх направлениях: часть преподавателей отправляет задания студентам на почту, другие работают в электронной информационно-образовательной среде конкретного вуза, которая позволяет создавать интерактивные индивидуальные задания и даже групповые проекты и обсуждения. Наконец, третьи проводят онлайн-конференции со студентами через приложения Zoom, Skуpe, Hangouts и т. д. Все практически отмечают, что дистанционная работа – это несложно, среди главных плюсов – не нужно тратить времени на дорогу, каждый может работать в своем режиме и напрямую общаться с преподавателями.
Уйти, чтобы вернуться
Несмотря на то, что в комитете образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области говорили о готовности школ к обучению в дистанционном формате, первые дни после каникул показали, что это не совсем так.
Не всем понятно, как и на каком ресурсе работать, многие серверы в школах дают сбой. Но это ситуация затронула всю страну: из-за выхода учеников с каникул нагрузка на сеть оказалась чрезмерной.
Видимо, школам, как и вузам, просто нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям. А вот другая проблема куда сложнее – у многих ребят нет дома доступа к электронным ресурсам по причине отсутствия компьютера и телефона с выходом в интернет.
Зато объединяет семьи одно – как правило, очень сложно усадить ребёнка или детей за домашние занятия. У них нет устойчивой мотивации, и требуется масса времени и сил, чтобы учеников перестроить.
Да, для учителей проведены обучающие вебинары по возможностям общедоступных цифровых платформ, которые им и так уже были знакомы – многие так или иначе обращались к ним в процессе работы. Однако одно дело, когда это идёт в качестве дополнения к основным привычным занятиям, и другое, когда полностью заменяет процесс.
– Мы перед каникулами занимались дистанционно, – говорит шестиклассница одной из школ Центрального района Александра Бахмутова. – Нам высылали задания, оценки выставляли в сетевом журнале. Но сейчас, когда учителя проводят занятия как в классе, чтобы видеть наше присутствие и всем сразу объяснять, мне не нравится. Всё постоянно виснет, те, кто в классе мешал, и здесь не слушают и мешают.
– Даже взрослым людям непросто сесть за работу в домашних условиях, – подтверждает педагог-психолог Ольга Шкуратова. – Для детей же сидеть на уроке вне школьных стен и выполнять задания, когда никто не стоит над душой, нет угрозы вызова к доске и элемента соревновательности в среде сверстников, весьма непросто. И здесь основная нагрузка падает на родителей. Большинство к этому не готовы.
По мнению эксперта, главное сейчас – научить детей самостоятельности, объяснить им, почему надо продолжать учиться, соблюдать режим дня и т. д.
А ещё многие очень скучают по непосредственному общению и творческой активности. «Мы давно так не хотели в школу», – признаются ученики и преподаватели.
Полезно знать
Министерство просвещения РФ запустило марафон открытых эфиров «Домашний час»: «Ежедневно на площадке «ВКонтакте» лучшие педагоги, психологи и эксперты делятся актуальными советами, как построить свой день с пользой для себя и своих детей».
Одновременно вышел новый выпуск электронного журнала Минпросвещения России «Вестник образования», который целиком посвящён обучению на дому с использованием цифровых технологий. Для школьников на портале издания проводятся онлайн-конкурсы, виртуальные экскурсии, тематические квесты.
С 1 апреля получить дополнительное образование можно на платформе областного Регионального центра выявления и поддержки одарённых детей. Регистрируйтесь по ссылке https://edu.volna-talant.ru, затем выбирайте интересующую программу. Онлайн-занятия могут посещать и дети, и взрослые.
Ссылки на все доступные бесплатные курсы и лекции есть на сайте облкомитета образования obraz.volgograd.ru.
Множество актуальных ссылок на бесплатные курсы иностранных языков, программирования, гуманитарных и точных наук появилось и на сайте professionali.ru.