Громким скандалом обернулось намерение волгоградца Максима Зубарева выпить чашку чая в кафе в центре города. Мужчину вывели из заведения, предложив съесть булочку на улице, а затем еще и обвинили в вымогательстве. Причиной для выдворения из «европейского», как позиционирует себя «Гретель», общепита стал непрезентабельный, по мнению сотрудников, вид инвалида с ДЦП. История попала на видео, видео – в соцсети. В ситуации разбирался vlg.aif.ru.
«Он культурный и адекватный человек»
Максим Зубарев известен в Волгограде многим таким же, как и он, неравнодушным людям. Несмотря на данное ему от природы тело, которое не всегда его слушается, он остается активным человеком с четкой жизненной позицией.
«Максим самостоятельно научился читать в четыре года, окончил 11-летку, работал бухгалтером, курьером. Говорю это, чтобы вы поняли: он – самодостаточный человек», – взволнованно делится его мама Тамара Зубарева, бывший педагог волгоградской консерватории.
56-летний волгоградец пишет стихи, принимает участие в культурной жизни города. И даже, несмотря на свой недуг, выходит на субботники.
«Вместе с другими поэтами и поэтессами Максим принимал участие в уборке Комсомольского парка Тракторозаводского района, который мы решили облагородить. Выбрать время смогли шесть человек, и Максим был среди них», – делится в соцсетях писатель, автор и исполнительница песен Фелисса Белиол.
Волгоградка подчеркивает: Зубарева она знает лично, он культурный и адекватный человек. И отметает предположения, что в кафе он мог дебоширить или каким-то другим образом спровоцировать конфликт, как намекнули в одном из СМИ представители заведения.
«Обидно, что у нас такое отношение к людям. Мне известны и другие случаи, когда у нас в городе выгоняли людей из заведений из-за цвета кожи и ярких татуировок», – приводит примеры Белиол.
Ее поддерживает психолог.
«Этот инцидент характеризует в целом слабую социализацию людей в нашем области. Большинство инвалидов в нашем обществе исключены из качественного взаимодействия с окружающими. Несмотря на то, что финансирование на создание среды, доброжелательной к инвалидам, было весьма значительным, к сожалению, все сложилось по тезису: хотели как лучше, получилось как всегда», – считает Дина Зиновьева.
«Давай-давай, постоим на улице»
После случившегося с ним, Зубарев обратился к правозащитнику Алексею Ульянову. По своей привычке записывать происходящее на телефон, он зафиксировал и общение с сотрудником заведения. События развивались так: его с порога встретил «волшебный аромат» булочек. Присев за стол, Максим, по его словам, хотел сделать заказ, но не успел – его попросили выйти.
Официант - вежливый молодой человек - снисходительно повторял: «Пойдем, пожалуйста, друг. Давай-давай. Постоим на улице. Гостей пугаешь, друг. Извини, я понимаю». И даже предлагал вынести нежелательному клиенту чаю и булочку. На попытку посетителя возразить: «Нигде не пугаю, а тут пугаю? Статья же есть – оскорбление» официант поясняет: «Да я не оскорбляю тебя и не выгоняю», продолжая направлять не прошедшего фейсконтроль мужчину к выходу.
«Это не просто оскорбление – это нарушение федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», в котором говорится о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности. Я уже не говорю об этической стороне вопроса: благополучные, обеспеченные господа – а в числе посетителей кафе, насколько мне известно, нередко бывают и депутаты областной думы – не хотят, чтобы их окружали «некрасивые» и куда менее обеспеченные обычные люди», – высказывает свое мнение Алексей Ульянов.
Активист намерен обратиться в полицию и прокуратуру с тем, чтобы защитить права волгоградца с ограниченными физическими возможностями. Максим Зубарев подтвердил, что он также подготовил обращение в полицию.
Вымогательство или компенсация?
Директор ресторана «Гретель» Марина Никитина пояснила v1.ru, что сотрудники кафе приняли Зубарева за пьяного или наркомана и не поняли, что он – инвалид. Также она уточнила, что он сам спровоцировал конфликт, требуя c учреждения деньги.
«Начнем с того, что разговор о деньгах состоялся уже после того, как Максима вывели из учреждения. Поэтому он никак не мог спровоцировать конфликт. Из ролика, предоставленного изданию руководством кафе, видно, что Зубарев говорит не о том, что выложит свое видео в интернет, а о том, что обратится в соответствующие органы. И предлагает, как он позже мне объяснил, выплатить ему компенсацию за моральный ущерб, не доводя дело до судебного разбирательства», – поясняет Алексей Ульянов.
Вот дословная расшифровка разговора, который волгоградец ведет с представителем «Гретель»: «100 тысяч» – «Тебе дать 100 тысяч?» – «Да» – «Чтобы ты не писал никуда заявления?» – «Да» – «Ты просишь меня, чтобы я дал тебе 100 тысяч?» – «Не ты, а заведение» – «То есть ты просишь, чтобы заведение тебе 100 тысяч заплатило? Взятку, грубо говоря? Это вымогательство, правильно? Ты вымогаешь у нас деньги?» – «Я ставлю условия» – «Я тебе не дам 100 тысяч, и заведение не даст» – «Ну, запись есть».
Получить уточнения у Никитиной vlg.aif.ru не удалось – по номеру, который указан на сайте кафе-гостиной «Гретель» как телефон администратора, ответили, что не знают, как связаться с директором общепита.
«Я бы не стала обвинять основного героя ситуации в том, что он занимается вымогательством. Прежде всего потому, что недоброжелательность среды провоцирует некоторых людей защищаться, занимать оборонительную позицию. Чувство обиды формирует желание, чтобы обидчик был наказан», – говорит психолог Дина Зиновьева.
Алексей Ульянов убежден, что руководство кафе должно понести ответственность за то, как здесь обошлись с инвалидом. Мама Максима Тамара Зубарева дополняет: тем более, что это не первый случай. Лет шесть назад с сыном ровно также обошлись в этом же кафе. Дина Зиновьева смотрит на ситуацию более обобщенно.
«В нашей стране в настоящее время очень много детей-инвалидов, гораздо больше, чем кажется. Их не видно, они спрятаны, потому что среда не позволяет ни колясочнику, ни человеку с нарушенным опорно-двигательного аппарата легко передвигаться в пространстве. Но буквально через 5-10 лет мы окажемся в ситуации, когда огромное количество очень молодых инвалидов вольются в общество», – поясняет психолог.
Обществу придется меняться, максимально включать этих молодых людей в обычные коммуникации, в общественные городские пространства. Поэтому, по мнению психолога, формирование доброжелательной среды, толерантного отношения к разным людям, умение разрешать проблемные ситуации нормальным человеческим путем – основная задача современного общества.