Дух предков. Кто и как должен охранять историческое наследие

Вот на этом месте Иван Московкин (справа) обнаружил древнее захоронение. © / Вячеслав Ященко / АиФ

Семья Московкиных из Урюпинска уже несколько лет вынуждена беречь могилы предков. Это не художественное преувеличение — захоронение времён хазарского царства, которое супруги на свою голову обнаружили на приусадебном участке, надолго стало причиной  ночных кошмаров. 

   
   

Беспокоят семью не духи далеких предков, а призраки бюрократии. Из-за них Московкины уже более двух лет ютятся в летней кухне, не имея права построить жильё. Со стороны всё происходящее похоже на сюжет для отличной  комедии, но вот главным героям совсем не смешно.

Горшки и кости

...О собственном доме Иван и Татьяна Московкины мечтали долгие годы. Жили на съёмных квартирах в Урюпинске, копили деньги. И вот в предпенсионную пору они решили-таки строиться. 

Оформили земельный участок на окраине хутора Попов. Место экологически чистое, тихое, лес, пойма, через дорогу зайцы бегают… Заселилась семья в старую кухоньку и начала стройку. Как возвели новую кухню, переехали в неё. И тут стройка встала намертво.

«В этом году мы бы уже заселились в новый дом, — показывает участок Иван Московкин. — Два с лишним года назад приступил к земляным работам. Копнул, а из земли показались горшки и человеческие кости. Челюсть какая-то вылезла… Решили вызвать полицию».

Комментарий
Археолог, эксперт Евгений Круглов: Археологический объект, обнаруженный Иваном Московкиным на его участке, действительно относится к временам Хазарского каганата. Скорее всего, это захоронение древних венгров, проходивших через эту территорию по пути с Урала в Паннонию. Находка уникальна, так как даёт новое представление о той эпохе. Два года Московкиных обязывали финансировать археологические работы. Это волокита, за такой срок можно было бы найти взаимоприемлемое решение. Есть и вопросы к работе археологов ВОНПЦ. Согласно Положению о порядке проведения археологических полевых работ, запрещено оставлять недокопанные погребения. Специалисты могли раскопать как минимум 20 кв. м участка, то есть хотя бы одно погребение могли расчистить и изучить, но они этого не сделали. Московкины, по сути, вынуждены жить сейчас на костях.

Полиция в свою очередь пригласила историка из местного краеведческого музея. Он-то и вынес «приговор»: предположил, что на участке находятся погребения древних сарматов. 

Супругам запретили проводить какие-либо работы на месте находки. В региональный комитет госохраны объектов культурного наследия (облкультнаследия) полетела депеша с новостью из Урюпинска, и в августе 2017 года к  Московкиным пожаловали археологи из областного научно-производственного центра (ВОНПЦ).

   
   

Плата за послушание

Эксперты подтвердили: захоронение действительно ценное. Его отнесли ко второй половине VIII — началу Х века н. э. Те два глиняных горшка, которые Иван Иванович случайно выкопал, отреставрировали и передали в областной краеведческий музей, а саму находку официально наименовали «Грунтовый могильник «Садовый».

 
Слово «могильник», считают Московкины, применительно и к ним. Тревожить дух предков им нельзя по сей день, но никто из специалистов не торопится освоить редкое захоронение! 

Да, руководство облкультнаследия поставило перед специалистами ВОНПЦ такую задачу, но годы идут, а ничего не меняется. Супруги наблюдают, как с холма падают осколки древней керамики и выбеленные временем кости...

И вот тут самое интересное. Приведём цитату из ответа обл­культнаследия на запрос журналиста по поводу захоронения: «Правообладателю участка (…) неоднократно направлялись проекты договоров на проведение спасательных археологических работ как возмездного, так и безвозмездного характера, однако они под различными предлогами не были заключены». 

Оказывается, те самые работы Московкиным предложили провести за свой счёт. Как говорится, спасение утопающих... Причём супруги должны были внести внушительную сумму — 247 948 руб. 
«Почему мы должны платить почти четверть миллиона рублей? — недоумевает Иван Московкин. — Мы эти кости сюда не закапывали! Если государство заинтересовано изучить этот объект культурного наследия, то пусть оно и платит». 

Иван Иванович показывает толстую папку с письмами – результат его упорной  переписки с министерствами и ведомствами. Куда он только не обращался: в областную администрацию, в налоговую, в министерства культуры и финансов, в Институт археологии РАН. Трижды писал в приёмную президента. 

Отовсюду получал похожие ответы: супругов хвалили за законопослушание и проявление гражданской сознательности («Выражаем глубокую признательность за стремление сохранить историческое наследие»), но убеждали в том, что платить придётся им самим.

Цифры
Не менее 70% объектов культурного наследия в регионе пребывают сейчас в неудовлетворительном состоянии.

Луч надежды блеснул в этом году.  «Мы получили договор, в котором нам уже не вменяют в обязанность оплачивать эти работы, – рассказали Московкины. – Теперь речь о том, что их оплатит облкультнаследия».

Однако есть нюанс: в документе указано: оплатит за счёт внебюджетных средств «при наличии финансовой возможности». Когда эта возможность появится у ведомства и сколько ещё Московкиным сидеть на краю Хазарского каганата, неизвестно… 

«Нам соседи говорят: зачем вы заявили об этих находках? — вздыхает Московкин. — Плюнули бы на них и уже в новом доме бы жили. А так ютимся на кухне, машина ржавеет под открытым небом...».
— В данном случае закон обязывает собственника участка, на котором обнаружен археологический объект, оплатить работы по его изучению, — говорит юрист ООО «ЮФ «Юринформ» Яна Демьянова. — Судебная практика по данному вопросу также однозначна, и она не в пользу граждан. Так что Московкиным есть смысл согласиться на заключение безвозмездного договора. Но сроки в нём не оговорены, так что ждать, возможно, придётся долго.

Хазарские горшки, переданные Московкиным государству. Фото: АиФ/ Вячеслав Ященко

Без памяти

Эта история — не парадоксальный сюжет из жизни, а, скорее, звено в цепи. Деятельность вышеупомянутого обл­культнаследия не раз попадала в поле зрения общественности и раньше. 

Так, недавно недоумение экспертов вызвал ремонт, затеянный на фасаде исторического здания на ул. Новодвинской, 2д, в Волгограде. Здесь располагаются  конюшни легендарного 187-го Аварского полка, где служили поэт Велимир Хлебников, а также автор песни «Прощание славянки» Василий Агапкин. В наши дни сюда водят экскурсии. 

Но богатое прошлое не уберегло объект: стены начали замуровывать в пластик. На запрос, сделанный в региональный комитет охраны ОКН, пришёл ответ, что никаких разрешительных документов на ремонт не выдавалось, а кто является собственником объекта, в комитете не знают (подробней об этом читайте в № 33 «АиФ»-НП» от 14.08.2019 г.). 

До того горожане с немалой долей горечи наблюдали, как превратили в безвкусный новодел одно из красивейших старинных зданий города по ул. Пугачёвской, 3. В этом случае работы были санкционированы облкультнаследием. Фасад умудрились покрасить латексной краской ядовитого цвета. Непрофессионализм и безвкусица — так оценили работу эксперты. 

И это тем более обидно потому, что в городе, разрушенном войной почти до основания, исторических зданий осталось совсем мало. Если так пойдёт, то историю Царицына следующие поколения смогут изучать исключительно в виртуальном режиме...

Мнение
Руководитель регионального отделения «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» Валерий Котельников: В Волгограде насчитывается более 150 исторических памятников дореволюционной постройки. Большинство из них являются объектами культурного наследия (ОКН) регионального значения. Не менее 70% ОКН пребывают сейчас в неудовлетворительном состоянии. Так, работы с многочисленными нарушениями ведутся на фасаде мясного корпуса Центрального рынка. Скандалом обернулась реконструкция памятника защитникам Сталинграда на «острове Людникова» — «Ролика». Все работы пришлось переделывать. При этом экспертный надзор должен был осуществлять комитет госохраны памятников культурного наследия. Нарушения в ходе ремонта – это не всё. К сожалению, исторические здания полностью сносят с лица земли. Так, в 2017 году были снесены три царицынских здания конца XIX века, входивших в комплекс винных складов спиртоочистительного завода (бывший ликёро-водочный завод). В прошлом году ко дню празднования 400-летия Урюпинска здесь снесли комплекс Дома культуры, состоящий из семи зданий. Самое старое из них было построено в 1841 году.