Дополнительное образование сегодня не просто отвлекает детей от улицы, но и готовит к взрослой жизни. О том, какими возможности сегодня располагают учреждения дополнительного образования, что именно они способны предоставить детворе Волгоградского региона, – наш сегодняшний рассказ.
Выбор за ребёнком
Практически каждый волгоградский школьник после уроков спешит на занятия в «музыкалку», «художку» или в спортивную секцию. Но помимо традиционных видов деятельности у детей теперь появилась возможность заниматься информатикой, робототехникой – всем тем, от чего у самих ребят захватывает дух.
На площадке обновленного ГДЮЦа создан один из двух «Кванториумов», работающий по направлениям «Автоквантум», «IT-квантум», «Промышленный дизайн», «Робо-квантум», «Энерджиквантум», «Хайтек». В распоряжении будущих инженеров и программистов уютные компьютерные классы, лаборатории, оборудование и профессиональные наставники. Второй город техников, или «Кванториум», вырос на Малой Приволжской, или Детской, железной дороге, что в пойме реки Царицы.
«Кванториум» – это хоть и очень современная, но малая часть того, чем занимаются волгоградские школьники. Пять тысяч детей сегодня посещают волгоградский ГДЮЦ, и каждый находит для себя интересное увлечение.
«Мы видим, что современные дети становятся более требовательными к образовательному процессу, не только к тому, какую информацию они хотят получать, но и кто эту информацию до них доносит, – говорит директор ГДЮЦа Татьяна Минина. – Они выбирают интересные направления для расширения своих навыков и умений. Поэтому и дополнительное образование стремительно меняется. В ГДЮЦе мы сохранили направления, которые развивались на протяжении многих лет. В первую очередь, те, что раскрывают творческий и эстетический потенциал ребёнка – вокал, хореография, художественная школа с восьмилетней программой обучения, шахматы, фехтование. Помимо этого, развиваем новые направления. Например, биологический клуб. В прошлом году нам доверили провести региональный этап олимпиады МГУ по биологии. Есть направление по медицинской биологии, здесь мы тесно сотрудничаем с Волгоградским медуниверситетом. Абсолютно новое в этом году направление – астрономия. Большой интерес к ней увидели по итогам анкетирования, проведённого в конце прошлого учебного года. Из нового – прикладная информатика. К нам пришли молодые преподаватели, закончивший педагогический университет, ВолГУ, вместе с ними будем развивать эти направления».
«Точки роста» в глубинке
Как отметили в администрации региона, модернизация дополнительного образования идёт сегодня и в районах области. К имеющимся кружкам и секциям на базе школ и домов культуры добавляются центры цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста». Они готовятся к открытию в 56 образовательных организациях Волгоградской области уже в нынешнем учебном году. Каждая школа в малых городах и сельской местности получит порядка полусотни единиц современных устройств для занятий. Речь идёт о квадрокоптерах, шлемах виртуальной реальности, интерактивных комплексах, тренажёрах-манекенах для оказания первой помощи, ноутбуках, 3D-принтерах, многофункциональных центрах и прочих инструментах для освоения современных технологий.
С этого учебного года стартовал ещё один интересный проект: ключевой центр развития детей – дом научной коллаборации на базе ВолГУ.
15 бесплатных кружков и секций смогут посещать школьники, чтобы развивать свои таланты и определиться с будущей профессией. Участников проекта познакомят с компьютерной графикой, биохимической инженерией, робототехникой.
Для творчества нет преград
Интересные, познавательные кружки для детей как школьного, так и дошкольного возраста предлагают и общественные организации Волгограда и области, являющиеся поставщиками социальных услуг. Например, в фонде социальной помощи «Планета детства» работает порядка 20 кружков. Более 150 детей получают здесь педагогические, психологические услуги, занимаются творчеством и спортом. Спектр направлений очень широк – есть подготовка к школе, группы раннего развития, театральная студия, восточные, современные, уличные танцы, креативная флористика, журналистика, фотодело, шахматы, рисование, теннис и боевые искусства. Везде дети проявляют свои таланты.
«Воспитанники нашей театральной студии «Фантазёры» стали победителями международного фестиваля детского творчества, – рассказала президент фонда социальной помощи «Планета детства» Ирина Елагина. – Под руководством опытного педагога Надежды Капустиной ребята учатся выразительно читать стихи, выступать на сцене, познают азы актёрского мастерства, разучивают роли, играют в спектаклях и выступают на различных площадках. Они неоднократно принимали участие в конкурсах и фестивалях городского, областного и международного уровней и всегда привозили призовые места. В этом году портфолио ребят пополнились наградой в номинации «Художественное слово».
Ирина Елагина особо отмечает, что к ним чаще всего ходят на занятия дети из близлежащих домов и школ. Очень удобно, когда кружок или студия находятся рядом с домом. Часто родители, которые решили возить ребенка на занятия за несколько остановок, перегорают быстрее, чем сами дети. Поэтому нужно сразу предусмотреть и этот нюанс.
Особое внимание в регионе уделяется развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. В школах и специализированных центрах для них работают кружки, где воспитанники могут раскрыть свои таланты. Популярностью пользуется музыкальное, вокальное, танцевальное направления, спорт и прикладное творчество.
Например, общественная организация детей-инвалидов «Аленький цветочек» воспитала не одно поколение талантливых ребят, имеющих ограничения по здоровью. Опытные педагоги помогают детям раскрыть себя, проявить себя в творчестве, найти новые интересы и расширить круг друзей.
«Меня часто спрашивают: как же ваши дети танцуют, ведь они не слышат музыки? – говорит руководитель межрегиональной общественной организации детей-инвалидов «Аленький цветочек» Вера Корчагина. – На это отвечаю: а как же спортсмены с ограниченными возможностями здоровья побеждают на Олимпиаде?! Девиз нашей организации: «Ты можешь, нужно только верить!» За 24 года коллектив стал большой семьёй, его выпускники нередко возвращаются в качестве хореографов или приводят к нам своих детей».
«Академия» для мам и детей
Дополнительное образование начинается с пелёнок, уверены специалисты ещё одной образовательной общественной организации – регионального ППМС-центра. Не случайно там с начала года реализуется уникальный проект по оказанию ранней помощи семьям с детьми с особенностями в развитии. Его участниками уже стали 160 семей не только из Волгограда, но и районов области. В ближайшие два года их число увеличится до 360.
Мама троих близняшек Дарья Базлова стала участником проекта в феврале нынешнего года. Начала водить своих трёхлетних малышей на индивидуальные занятия, а сейчас они вместе ходят в бэби-группы.
«Дети родились недоношенными, и я очень беспокоилась, как бы это не отразилось на их развитии, – говорит она. – В феврале мы пришли в центр со словарным запасом не более 10 слов, а сейчас он вырос до 50. Детям на этих занятиях очень интересно, это захватывающая игра, через которую они учатся».
Проект называется «Комплекс мер Волгоградской области по активной поддержке родителей детей-инвалидов (их законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей». Но родителям и детям он больше знаком как «Академия Мэри Поппинс». Как в любом вузе есть факультеты, так и в этой академии имеются самые разные направления. Это и индивидуальные, групповые коррекционые занятия с детьми с привлечением их родителей, бэби-группы, консультирование родителей, в том числе по «Скайпу», вовлечение их в работу родительского клуба. Есть, к примеру, направление «Волшебный ридикюль Мэри Поппинс». Здесь научат, как изготовить своими руками дидактический материал, чтобы потом в игре с ребёнком применять для его развития.
В проект вошли 15 образовательных учреждений области, 10 учреждений соцзащиты и 18 учреждений здравоохранения. Специалисты центра уверены, что дети, пройдя курс занятий с различными специалистами, смогут пойти учиться в обычную школу.
«Проект рассчитан на детей от рождения до семи лет, – рассказывает замдиректора ППМС-центра Людмила Касьяненко. – Обратиться в центр могут все семьи, если родители обеспокоены вопросами развития ребенка. Приходите, непременно поможем всем! Бывает и так, что тревоги родителей не оправданы, и малыш развивается нормально. Если же специалист увидит, что требуется помощь, то предложит целый спектр – от работы с психологом, дефектологом, логопедом до консультаций педиатра и невролога. Все занятия для детей и их родителей бесплатны».
Материал подготовлен в рамках проекта «Семейные ценности»
Смотрите также:
- Помощь во всем. Как работают ресурсные центры по обучению детей-инвалидов →
- Включиться в жизнь. Как развивается инклюзивное образование →
- В Волгоградской области открывается новая кадетская школа →