Если школьные годы заканчиваются, а подросток ещё не определился, кем хочет стать, ему прямой путь в «Лабораторию профессий». Здесь школьникам дают «Билет в будущее» – путёвку в большую и интересную жизнь.
Поможет наноинтеллект
Профориентационная экскурсия в историческом парке «Россия – моя история» – это увлекательная игра. Она началась со встречи 11-классников волжского лицея № 1 с виртуальным учёным «Института профессий». С экрана он признался: в системе института случился сбой, пропала база данных, и школьники теперь не могут узнать, какие специальности пригодятся во взрослой жизни. И от того, насколько ребята справятся с заданиями и тестами, зависит, будет ли информация восстановлена и какими станут города будущего.
В помощь им от института выделили ИВАНа – искусственный высокоточный аналитический наноинтеллект. Поделившись на четыре команды, подростки переходили с одной площадки на другую и проходили тесты разных ключевых отраслей.
«В будущем хочу заниматься программной инженерией, это самая востребованная, по моему мнению, профессия, – говорит выпускник лицея Александр Варнавский. – На таком профориентационном мероприятии я не впервые, но некоторые вещи здесь удивили, а ряд вопросов тестов стали неожиданными».
В IT-сфере намерена работать и Вероника Прохожай. Она уверена, это та деятельность, в которой можно постоянно развиваться, и она будет востребована. После выставки «Лаборатория профессий» девушка ещё раз убедилась – выбор сделан верно, это то, что ей нужно.
«Выпускной класс, в котором учатся эти ребята, – профильный, информационно-технологический, – рассказывает Елена Тихонова, классный руководитель. – Поэтому многие из них выбирают профессии, связанные с IT-технологиями. На мой взгляд, к таким проектам, как «Билет в будущее», нужно активнее привлекать учащихся средних классов, которым ещё предстоит определиться с профессией. В то же время и моим 11-классникам выставка была интересна. И если на первом этапе они ещё были скованны, то уже во втором-третьем зале освоили технологию и находили правильные ответы, даже если сфера была им незнакома».
Неожиданное рядом
В ходе интерактивных квестов школьники познакомились с тридцатью отраслями, в каждой из которых больше десятка профессий. В контент экспозиции они включены с подачи ведущих российских профориентологов, которые проанализировали рынок труда и структуру экономики России.
Анастасию Шелякину из всего этого многообразия привлекла архитектура. Интерес к профессии передался ей по наследству, от мамы. Выполняя предложенное задание, школьница узнала о новых профессиях, связанных с этим традиционным, казалось бы, направлением. Интересным оно оказалось и для Анны Соловьёвой. Она с детства мечтала стать дизайнером и после выставки лишний раз утвердилась в своём мнении.
«В то же время нашей девичьей команде было интересно пройти тестирование, связанное с военной отраслью, – признаётся Анна. – Не на все вопросы мы смогли ответить, многое стало неожиданным, но это было очень познавательно – каждая получила интересную информацию».
У мальчишек свои интересы. Артём Шестаков собирается работать в сфере государственного и муниципального управления, а на выставке его увлекла информация о транспорте. Как раз это направление выбрал для себя в качестве будущей профессии Данила Русланов.
«Настало время, когда человечество будет избавляться от стандартных двигателей внутреннего сгорания и переходить на электродвигатели, – убеждён подросток. – Поэтому я для себя выбрал направление, нацеленное на создание транспортных средств нового поколения, удешевление их производства. Впервые задумался об этом лет пять назад, а посещение выставок, подобных «Лаборатории профессий», укрепило интерес».
После квестовой выставки школьников ждали практические площадки. Профессиональные пробы проводили наставники из Волгоградского государственного технического университета, медицинского университета и ВолГУ.
Как отметили в комитете образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области, мультимедийная выставка «Лаборатория профессий» не первый нестандартный опыт в работе по самоопределению будущих специалистов. В 2020 г. в регионе для учеников 6-11-х классов работали 11 площадок, на которых представители колледжей, техникумов, вузов и НКО проводили теоретические и практические уроки.
Волгоградский Центр опережающей профессиональной подготовки – это тоже целая система, которая помогает старшеклассникам правильно выбрать профессию и подготовиться к ней. Это можно сделать на обучающей платформе центра. А само учреждение регулярно создаёт все новые и новые направления обучения – так, в этом году появились курсы «Вожатый» и «Косметик». Как сообщили в комитете образования, занятия организованы на базе Центра опережающей профподготовки и Михайловского профессионально-педагогического колледжа. По мере поступления заявок курсы смогут пройти и учащиеся из других районов.
Обучиться могут ребята из 8-11-х классов, заниматься с ними будут преподаватели и мастера производственного обучения, являющиеся призёрами конкурсов профессионального и педагогического мастерства. Есть и трёхмесячное обучение по направлениям «Коммерческий агент», «Парикмахер», «Оператор электронно-вычислительных машин и вычислительных машин».
«Комплексная работа, направленная на модернизацию учебных организаций, развитие системы наставничества, подготовку высококвалифицированных кадров, востребованных экономикой, ведётся в Волгоградской области с 2014 года, – рассказали в профильном комитете. – В том числе работа идёт на площадке Волгоградского экономико-технического колледжа, где создан Центр профессиональной опережающей подготовки. Здесь есть аудитории-трансформеры, зоны для лекций, семинаров, практических занятий, проектной деятельности, компьютерные классы. В кабинетах установлено современное оборудование (более 130 единиц), позволяющее использовать средства виртуальной и дополненной реальности. Работа осуществляется в рамках нацпроекта «Образование» и приоритетного регионального проекта «Молодые профессионалы».
А ещё на постоянной основе в области функционируют инжиниринговые центры, дома научной коллаборации, IT-центры, центры инноваций, научно-производственные лаборатории, мастерские. Важно и то, что специалистов будущего готовят во взаимодействии с предприятиями-партнёрами и вузами. А это значит – сегодняшние школьники точно смогут найти хорошую работу.
Материал подготовлен в рамках проекта «Ступени в будущее»