10 октября 1913 года в Петербурге был открыт первый детский сад, обучающий детей по системе Монтессори. Его основательницей стала Юлия Фаусек – русский педагог в области дошкольного воспитания и начального образования, ученица Марии Монтессори.
Если очень хочется, то можно
Каждый день в семейный центр Анжеллы Люббе приходят молодые мамы с малышами. Сегодня их всего двое: полуторогодовалая Злата и годовалый Павлик. Пока дети изучают всевозможные предметы, расставленные педагогом, мамы тоже успевают пообщаться.
«Я здесь в первую очередь занимаюсь с мамами, – говорит Анжелла Люббе. – Ребенок первые три года жизни очень сильно привязан к матери, да и самим мамочкам надо куда-то выйти, пообщаться с такими же, как они. Кроме того, женщины получают навыки общения с чужими детьми. Ведь каждый человек, тем более ребенок, это, прежде всего, душа, и относиться надо к ней бережно, с любовью».
Пока мы разговариваем, малыши усердно крутят всевозможные крышки, пересыпают из одной емкости в другую крупу, открывают шкафчики, режут игрушечными ножами пластмассовые овощи. Словом, делают все то, что им дома, в обычных условиях, строго запрещено.
«Главный девиз монтессори – следовать за ребенком. Малышу, начинающему жить, необходимо подготовить такую образовательную среду, которая будет соответствовать реальному миру, – говорит психолог. – Чтобы он мог делать все, без ограничений. Ему предоставляется возможность резать, застегивать пуговицы, открывать и закрывать крышки. В монтессори есть всего пара-тройка правил. Когда ребенок начинает чем-то заниматься, его спрашивают: «Ты будешь этим заниматься?» Для того, чтобы в ребенке формировалась способность выбора. Когда он устал или закончил с этой игрой, его спрашивают: «Ты больше не будешь этим заниматься?» Это уже воспитывает чувство ответственности. «Тогда давай это вернем, что ты взял, на место. Ты помнишь, где это лежало?» Это уже ритм памяти. Все упражнения действуют в соответствии с логикой. Они все предельно просты, и детям это нравится. Например, пересыпать крупу ребенок может бесконечно. Так формируется его усидчивость. Не потому что ему сказали: «Сиди! Положи на колени руки!» Ему просто интересно учиться!»
У ребенка ум – это чувства
«Ребенок должен делать то, что изливается из него, что получается, а любая оценочность, даже хорошая, ломает человека. Не похвалили – всё, жизнь не мила, – объясняет Анжелла Люббе. – И много потом проблем во взрослом состоянии. У нас все смещено, все неправильно. Человек, у которого чистые мысли, чистая душа, – он здесь дурак. А у ребенка ум – это чувства. Неслучайно первые дома ребенка появились при монастырях. Монтессори – это духовное воспитание на самом деле, оно изучает природу ребенка и помогает ему научится пользоваться своим телом и психикой».
Итальянка Марии Монтессори в первой половине 20-го века придумала и внедрила в практику систему воспитания, основанную на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.
Впервые свою систему Мария Монтессори начала применять при работе с умственно отсталыми детьми. И у неё получилось. Дети с задержкой развития приобрели основные навыки, необходимые для жизни в обществе: они научились ухаживать за собой, соблюдать порядок, одеваться и др. Новая система педагогики дала такие превосходные результаты, что ее основательница решила попробовать применять те же методы при обучении здоровых детей.
По системе Монтессори воспитывала принцев Уильяма и Гарри принцесса Диана. Воспитанниками монтессори являются экс-президент Франции Франсуа Миттеран, бывший президент США Билл Клинтон, голливудский актер Джордж Клуни и один из основателей Googlе Лари Пейдж.
И пришел спаситель
«Дети всегда хорошо учатся, не потому что их заставили – им интересно, у них мотивация наполняться новыми знаниями. Это стадное авторитарное воспитание, оно разрушает личность человека и делает его либо подчиненным, либо исполнителем, – высказывает свое мнение о существующей системе воспитания в большинстве российских школ и детских садах Анжелла. – В монтессори вообще нет оценок. Ты смог так, как ты смог, у тебя свой темп. Весь этот оценочный механизм, он не на душе основан. Неудачниками детей делают взрослые. А может, у ребенка тонкий мир, на него надо просто посмотреть с другой стороны, прислушаться к нему, дать ему возможность выразиться. Я вообще лично такую глубину почерпнула при занятиях с детьми, – говорит психолог. – Я поняла, что ребенок – это спаситель для своей семьи. Он приходит как спасение. Он учит своих родителей быть взрослыми, ответственными, учит их любить, заботиться, учит их милосердию. Другими словами, быть богом. А потом сам становится богом, когда у него рождаются дети».
Смотрите также:
- Жалость не советчик. Что нужно знать тем, кто хочет взять ребенка из приюта →
- «Как сказать об этом маме?» Чем дети анонимно делятся по телефону доверия →
- «Гены ни при чем». Главный детский психиатр ЮФО о капризах и истериках →