Я поехала в Киев, чтобы увидеть собственными глазами то самое место, откуда «есть пошла земля русская».
Пройтись по Крещатику
На вокзале, где женский голос передавал информацию на мове, стало окончательно понятно – это уже не Россия. Через огромный вокзал, пробираясь в буквальном смысле через груды «Киевских» тортиков, попадаю в метро. Зажатый в ладони синий жетон стоимостью две гривны, и вот я уже на пути к выбранной через Интернет мини-гостинице. Такой вариант недорогого расселения туристов. Спросом пользуются выкупленные в новостройках квартиры. Несколько комнат, за порядком в которых следит живущий там же администратор.
– А шо вы так рано? – удивлённо потирает заспанные глаза Тамара. На часах ровно 11.
Владимирский и Софийский соборы, Андреевский спуск, Крещатик и майдан, Бессарабский рынок и Киево-Печерская лавра... Для осмотра всего этого разнообразия, поражающего где-то датами основания, где-то ценами, но везде красотой, хватает трёх дней. Верно выбранный маршрут, удачная погода и настрой на многочасовые пешие прогулки — вот три «кита» успешного туризма. Несомненный «хит» – Киево-Печерская лавра, один из первых монастырей на Руси, действующий и сегодня. Там в ближних пещерах покоятся мощи святых, среди которых былинный герой Илья Муромец. Софийский собор, к стенам которого прикасаешься как к летописи, – ещё бы — XI век! Восстановленный после войны Крещатик оказался на удивление маленьким, напомнившим московский Арбат. И самая красивая церковь – Андреевская, с как будто повисшими в воздухе бархатными куполами несказанной бирюзы. Недалеко дом, где Михаил Булгаков вёл свою врачебную практику и куда позже поселил героев «Дней Турбиных». В 1916 году писатель в сердцах отзывался: «Хорошо вам, чертям! Живёте в Киеве, там у вас древности всякие, святыни, монастыри, театры и кабаре...»
Здесь все понимают по-русски, но то и дело переходят на суржик. А то и вовсе на чистейший украинский, который уже не понять. Здесь с симпатией относятся к гостям, не отказывая себе в удовольствии «уколоть» «москалями» и обратить внимание на якобы разваливающуюся в Волгограде Родину-мать.
Верхний Киев – торжественный, таящий в себе все главные «открыточные» виды, и нижний, так называемый Подол, притулившийся ярмарочными площадями и ремесленными бараками. Но именно там, под Старокиевской горой, и притаилось то чудесное, чего так ждёшь от Киева, – то самое «родоначальное» место. Там, где сегодня среди разворошенных котами мусорок чем попало торгуют колоритные тётки, у подножья женского монастыря и начиналась наша Русь.
Улыбка бога
Одесса – город-фильм, город-легенда, «улыбка бога», как сказал кто-то из знаменитостей, в мансардных дворах которого живут, будто снимаются в непрекращающемся ситкоме криминальные авторитеты, фарцовщики, Софочки и Моисеи, Тамарки и Иринки. Одессит – это национальность. Только одесситам подвластно весело и со специфическим юморком относиться к жизни в домах с балконами-развалюхами, в квартирах, посеревших от времени и морского воздуха, зажатых между едва очухавшимися от евроремонта такими же развалюхами. Только они смогли прославить на весь мир Потёмкинскую лестницу, которая оказалась чуть больше, чем наша на Центральной набережной, Дерибасовскую – совершенно обычную приморскую улочку, Арнаутскую – где кроме будоражащего воображение названия больше и смотреть-то нечего. Город-миф, который существует только в нашей фантазии, взращённой киноиндустрией.
Совершенно реально в Одессе только море – на этот раз с вмёрзшими в льдины яхточками, катерами и огромными портовыми судами, с кучей прибрежных кафешек. А ещё Привоз – огромный нескончаемый рынок.
– Пробуй, деточка! – предлагают дородные торговки свой фирменный бренд – сало.
– Спасибо, я уже купила.
– А шо, разве я предлагаю купить? Кушай, родная, кушай! Це просто угощение!
Смотрите также:
- Волгоградская «элита» напоминает античных богов →
- 25 особенностей настоящего волгоградца →
- Татьяна Каминская: Убить шефа во сне →