Первый в нашем регионе «Сад камней», как считает его основатель, учёный-краевед Александр Ярков, не менее интересен, чем его знаменитый собрат из Японии «Сад Рёандзи», ведь возраст некоторых из экспонатов исчисляется многими миллионами лет.
Сам садик я садил
Основатель каменного «сада» – преподаватель и учёный Александр Ярков долгие годы занимается географией и палеонтологией. В Волжском гуманитарном институте – филиале ВолГУ хорошо известен музей палеонтологических древностей, созданный его стараниями. Три года назад музей неожиданно расширил границы, шагнув на привузовскую территорию. Получился настоящий «Сад камней» площадью в один гектар. Среди аккуратно выложенных дорожек вкраплены в клумбы, вцементированы в почву десятки камней самой разнообразной формы. Есть глыбы совершено диковинных цветов и овальные «яйца», рифленые окатыши. На видном месте – ледниковый валун.
«Есть на Волге выше Дубовки удивительные образования природы под названием «караваи», – рассказывает истоки своей задумки Ярков. – Нередко они содержат отпечатки древних растений и животных ископаемых морей, включая кораллы, моллюски, морские звёзды. О них с восхищением писал один из первых исследователей Нижнего Поволжья, английский геолог-путешественник XIX века, глава Королевского географического общества Родерик Мурчисон. Но от Волжского, где я работаю, до этих караваев – сотня и больше километров. Я решил так, что легче будет всякий раз не ездить за этими «камушками» со студентами на берега водохранилища, а перевезти наиболее интересные экспонаты прямо к порогу института. Благо руководство вуза отнеслось к моей идее с предельным пониманием».
Дороже коровы
Один из самых интересных экспонатов необычного сада – «яйца динозавра». Два года назад так назвали найденные у села Мокрая Ольховка Котовского района образования из известняка и песчаника весом до полутонны.
Предполагается, что такую фантастическую форму образовали останки гигантских древних водорослей. В Волжский одно из «яиц» доставили с помощью подъёмного крана и небольшого грузовика.
«А вот этот камешек, будто бы отполированный со всех сторон водой, родом из Карелии, – продолжает экскурсию по саду Ярков. – Пару сотен тысяч лет назад его занесло послеледниковым потоком в наши края. Вот эти камни в народе носят почтительное название «куриные боги» – вокруг аномальных включений вначале накапливается известь, затем водой вымываются сквозные пустоты».
С древних времён жители наших краёв приспосабливали каменные породы под свои хозяйственные нужды. Самая древняя в Поволжье стоянка человека на берегах Сухой Мечетки изобилует скребками, крючками, наконечниками стрел из камня. Тысячелетия спустя немцы-колонисты Поволжья мастерски изготавливали из местных пород мельничные жернова, строительные блоки. Один из образцов такого «прикладного каменного зодчества» – молотильный камень-зубчатка занял достойное место в институтском «саду». Крестьяне его использовали для помола зерна. Зубчатку тащила лошадь, ходившая по кругу. Говорят, готовый молотильный камень был у крестьян настоящей роскошью, стоил почти столько же, что и дойная корова.
Ранней весной на клумбах растут диковинные степные травы, которые словно соперничают по выразительности с самими камнями. Они бережно привезены из тех же мест, где собраны застывшие древности. Самое поразительное: за три года существования чудо-сада практически ни один из экспонатов не пострадал от рук вандалов. Может, как и в Японии, наши местные камни быстро учат людей особому понимаю жизни?
Сергей НОВИЦКИЙ
Смотрите также:
- В Волгоградской области можно охотиться на динозавров →
- Что в нашей глуши забыли неандертальцы? →
- В Калаче нашли лохнесское чудовище →