Волжане решили тростниковую проблему

Фото: Сергея НОВИЦКОГО

   
   

Учёные из города Волжского изучают способы хозяйственного применения тростника.

Бич пустырей и полей

В исследовательской лаборатории Волжского политехнического института можно увидеть своего рода экспозицию-технопарк в миниатюре на тему «Сделано из тростника». Волжане изготовили опытные образцы кормов, брикетов для отопления, строительных блоков. Всё это из «никчёмного» якобы тростника, которого полным-полно на наших заболоченных пустырях и заброшенных полях.

О том, что целые районы нашей области и даже Волгограда, Волжского, что называется, потонули в растении-космополите – тростнике, мы рассказывали в своих недавних публикациях. В материале «Шумел камыш» («АиФ» – НП» №47, 2011 год) делался при этом не слишком оптимистичный вывод: хозяйственная польза от этой «жёлтой растительной чумы» фактически близка к нулю.

В Волжском политехническом институте с этим утверждением категорически не согласны и готовы авторитетно заявить: тростник – настоящая кладезь самых полезных и современных технологий и продуктов. «Можно назвать несколько направлений, где наш тростник южный может принести максимум пользы, – рассказывает исследователь-вдохновитель «тростниковой проблемы» декан автомеханического факультета ВПИ Василий Костин. – Из тростника возможно производство гранулированных комбикормов, пресс-бри­кетов для обогрева. Прибавьте к этому строительные технологии, обустройство впитывающего сорбента при разливе нефти». Из зелёной тростниковой массы, добавляет учёный, получается прекрасный корм для применения в рыбоводных хозяйствах, ракоразводных фермах, аквариумистике… И этим, вероятно, ещё хозяйственный потенциал тростника далеко не исчерпывается. «В соседней с нами Калмыкии, – рассказывает старший преподаватель ВПИ Наталья Соколова, – на экологической стоянке для туристов «Шатта» под Элистой можно увидеть вполне современный жилой дом-усадьбу на основе прессованных тростниковых панелей».

Гибель стереотипов

По словам Натальи Соколовой, долгое время наша культура домостроения базировалась на строевом лесе, а кормопроизводство – на разнообразных технических и масличных культурах. Тростник при этом в расчёт даже не брался. «Мы в своих исследованиях не приносим особые откровения, – говорит исследователь. – Сходные разработки по тростнику есть в Западной Европе, Астрахани, Краснодарском крае. Везде, где велика площадь этого вездесущего космополита. А вспомните наших недавних предков – на Дону, Нижней Волге, Кубани при остром дефиците леса традиционные казачьи хаты-мазанки, куреня строили из глиняной дранки и каркаса с околоводными растениями, в том числе тростника, а перекрывали дом матами тростника. И стояли такие дома чуть ли не столетиями, даже дольше деревянных».

Уже сегодня в Волго-Ахтубинской пойме и одновременно промзоне Волжского экспериментаторы определили несколько площадок, где сухой тростник целенаправленно выкашивается и идёт на экспериментальную переработку. Ещё один полезный побочный эффект от этого, кстати, – резкое снижение пожароопасной ситуации в той же ахтубинской пойме.

   
   

КСТАТИ

Тростник широко испо­льзуют в целлюлозно-бумажной промышленности тех стран, где мало хозяйственных лесных угодий, – в Румынии, Корее и Китае. Там тростник идёт для производства целлюлозы.

Смотрите также: