В Волгограде идёт битва за дом

Люди не знают, как выбраться из аварийных домов и радуются, если их включат в программу переселения из ветхого жилья. А здесь всё наоборот: жители двухэтажного старинного особняка на улице Кубанской изо всех сил против выселения в новые квартиры. Хотя дом их и в самом деле признан негодным для проживания. Корреспондент «АиФ-Волгоград», к которому жители обратились за помощью, попробовал разобраться, в чём дело.

   
   

А дело в том, что дом расположен в очень удобном месте. До центра города можно легко дойти пешком, транспорт рядом, прочая инфраструктура тоже под боком. Выселяют их в Советский район, на Лысую гору. Они побывали там, посмотрели. Говорят, дешёвка. Не то, что здесь – метровые стены, всё капитальное, сделанное на века.

Дом ведь строили в 1890 году для управляющего и главных специалистов ликёроводочного завода –  тогда Царицынских винных складов. Хозяева на архитектуру не поскупились, поэтому здание внесено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, охраняемых государством. Здание выдержано в купеческом стиле, которыми до войны изобиловала эта часть Сталинграда и от которой теперь почти ничего не осталось.

Беда в том, что дом в 1994 году признали непригодным для проживания. Главные причины – 42 процента износа и очень близкое соседство с ЛВЗ, своим забором завод выходит во двор этого дома. Но с тех пор про него забыли. Казалось, навсегда. Да и зачем ломать здание, которое украшает город? Мало ли вокруг развалюх, которые давно просятся на слом и выселение жильцов. Скажем, на улице Четырёх связистов до сих пор люди живут в бывшей казарме, построенной из ДСП. Всё там рушится, а властям и дела нет. А здесь – прочность и красота, стены метровой толщины, потолки высотой три с половиной метра, большие окна, закрытый двор – что ещё нужно для счастья?

Не тут-то было, в покое жильцов не оставили. Не так давно администрация города начала требовать освободить апартаменты. Жильцы – ни в какую. Из этой благодати да на  выселки? Ни за что! Дело дошло до суда. На основании экспертизы Центральный суд признал техническое состояние основных строительных конструкций работоспособными, а акт об аварийности – незаконным и предложил вывести это здание из программы переселения из ветхого жилья.

Но администрация подала кассационную жалобу, облсуд встал на её сторону. Не учёл даже того, что здание находится под охраной государства. Комитет по культуре областной администрации написал своё возражение против кассаций (их было три). Но это не помогло. Жильцов предупредили, что на днях их всё равно выселят.

– Мы чувствуем, что это место нужно застройщикам, вот они и идут на всё, – говорит жительница Наталья Ковтун.

В пример приводит соседние теннисные корты – от них оттяпали  часть площадей, чтобы поставить современную многоэтажку. Получилась она без двора, зато в центре города. Наталья Ковтун уверена, что на месте её дома будет то же самое. Ну, а то, что ликёроводочный завод рядом – не будет мешать никому. Особенно, если на конку большие деньги.

   
   

Тем временем администрация Волгограда не устаёт через средства массовой информации рассказывать об упорстве жильцов упрямого дома. На днях её пресс-служба вновь распространила эту информацию, напомнив обо всех перипетиях битвы за отдельно взятый дом. Напомнила, что по акту межведомственной комиссии администрации Центрального района дом признан непригодным для проживания. Что для его жильцов на средства Фонда содействия реформированию ЖКХ специально для расселения жильцов в 2009 году построены многоквартирные дома по улице имени Маршала Василевского. Они не оценили такой заботы, и из 20 семей на новое место переехало только две. Не забыли власти  упомянуть и о решении Центрального суда в пользу жильцов. Ну, а  дальше известно, кассационная жалоба – и дом снова стал непригодным для проживания. Правда, власти упомянули о том, что он включён в Единый госреестр памятников культурного наследия и говорят, что он должен использоваться в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия». Но жители уже не верят, что кому-то нужен закон, а не земля.