14-летний капитан. Александр Ерёмин встал за штурвал в дни битвы за Волгу

Налёт фашистской авиации на центральную переправу в Сталинграде, 1942 год. © / музей-заповедник «Сталинградская битва»

Волгоградцу Александру Николаевичу Ерёмину, ветерану Великой Отечественной войны, 96 лет. Эти дни для него волнительные: он готовится к параду великой Победы в Волгограде. Победы, за которую сражался на Волге, будучи ещё 14-летним подростком.  

   
   

По законам военного времени

В дни битвы за Сталинград даже обычные буксиры, катера и паромы становились боевыми судами – на них перевозили в город бойцов, вооружение, боеприпасы. И вот на одном из них и оказался Саша Ерёмин.

– До войны наша семья жила в самом центре города, на Астраханской, ныне улице Советской, – вспоминает Александр Николаевич Ерёмин. – Волга была рядом, но я не мечтал особо пойти в моряки или речники – судьба  сама распорядилась.

Отец Ерёмина Николай Иванович был капитаном спецсудна «ЦС ОСВОД». В летние каникулы сын помогал ему причаливать-отваливать от берега, осваивал на ходу азы судовождения.  Навыки пригодились потом, когда осенью 1941 г. Ерёмин-младший записался на вечерние курсы судоводителей. В марте 1942-го успешно сдал экзамены, получил диплом капитана 300-сильных судов. 

Август 1942 года. Александру Еремину только исполнилось 15 лет. Фото: предоставлено героями публикации.

Находившийся в те дни в Сталинграде нарком речного флота Зосима Шашков лично распорядился назначить капитаном грузо-пассажирского судна «Пожарский» из Сталинградского рейда 14-летнего Александра Ерёмина. Назначить с учётом военного времени – без волокиты и оформления документации. 

– Хорошо помню день бомбардировки Сталинграда 23 августа 1942 года, когда вся Волга пылала от разлитой по воде нефти, – вспоминает  ветеран. – Вдруг  в сплошном дыму услышали  посреди реки детский плач. Всмотрелись – увидели, как в лодке двое пожилых мужчин пытались грести без вёсел, руками, а между ними сидели плачущие дети. Когда взяли их на борт, наше судно, у которого часть корпуса была деревянная, загорелось. Еле огонь сбили.  

Вскоре работы у команды «Пожарского» добавилось, причём работы смертельно опасной – перевозить под обстрелами, бомбёжками с одного берега на другой боеприпасы, боевое подкрепление. 

   
   

– Мы выучили, где у немца на  позициях миномёты и пушки стоят, как они стреляют, чтобы маневрировать под обстрелом или прятаться в дыму, – говорит ветеран. – Даже ночью переправляться в Сталинград было огромным риском: над акваторией висели осветительные ракеты, от них всё видно, как на ладони. 

21 октября 1942-го судно попало под сильный обстрел у левого берега, несколько человек из команды погибло,  а капитан Александр Ерёмин получил ранение в ногу. К счастью, остался жив.

После лечения стал учеником в кузнечном цехе судоремзавода в Краснослободске, а в мае 1943 г., уже окрепнув, парень получил должность помощника капитана речного трамвайчика. 

– Когда одержали победу в Сталинграде, во всём Краснослободске, где тогда жил, творилось что-то невообразимое, – вспоминает Ерёмин. – Незнакомые люди обнимались, радовались как дети. Подобное повторилось ещё раз, в мае 45-го. 

65 лет вместе

А после войны была история счастливая – в 50-е годы Саша Ерёмин познакомился с будущей женой Марусей. Душа в душу прожили в браке более 65 лет. 

Супруги прожили душа в душу более 65 лет. Фото: предоставлено героями публикации.

– Когда со школьниками встречаюсь, они всему охотно верят – и про обстрелы, и бомбёжки, – говорит Ерёмин. – А вот тому, что я так долго прожил с одной-единственной супругой, поверить не могут. Спрашивают: «Ни разу даже и не ссорились?» Непонятно это для них… 

На пенсию уважаемый человек ушёл лишь в конце 80-х, но по сей день душой болеет за дело своей жизни – за речной флот.

– До войны в городе была детская флотилия, мы на катерах ходили до Астрахани, на стоянках варили уху, ночевали в каютах, – вспоминает он. – Когда в 70-е годы создавался памятник речникам на базе пожарного катера «Гаситель», то ветераны-речники предлагали сделать его не «объектом на постаменте», а плавучей школой юных речников. Только вот городские власти на такое предложение не пошли. А жаль!

С грустью и сожалением смотрит Ерёмин и на реку.

– Волга теперь пустая, – грустит бывший капитан. – А ведь были времена – к городу по тридцать лайнеров с туристами только за сутки подходило...

Кто знает, может, когда-то вернётся на Волгу бурная жизнь и потребуется новое поколение  капитанов. Столь же крепких, умелых, бесстрашных и всей душой влюблённых в своё дело – таких, как Александр Ерёмин...