Рельсы, вагон, девушки. Как отправляют в рейс скоростные трамваи Волгограда

Надежда Кузьмина / АиФ

5 ноября тридцать лет назад была запущена в эксплуатацию первая очередь волгоградского скоростного трамвая. С тех пор этот вид транспорта снискал заслуженный почет и уважение, как у горожан, так и у гостей Волгограда.

   
   

На трамвай, как в космос

Ирина Корнеева – водитель скоростного трамвая. В пять утра она уже спешит на работу. Первым делом нужно получить путевку у диспетчера и пройти профилактический осмотр у медика. Почти как космонавту перед полетом.

«Здравствуй, Ирочка! Как дела? Как самочувствие? – Валентина Николаевна, инспектор по профилактическому осмотру, усаживает Ирину на стул и начинает измерять давление. – Если давление высокое, то водителей мы на рейс не допускаем, – объясняет доктор. – Кондуктору мы можем дать таблетку и после отдыха выпустить на линию, а вот водитель уже идет на больничный. Но это случается крайне редко. Они у нас все молодцы, не жалуются. Все хотят работать».

Обязательный медицинский осмотр перед рейсом. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Получив отметку врача, Ирина вновь отправляется в диспетчерскую. Только здесь она узнает, на какой вагон она сядет и с кем из кондукторов отправится в рейс. Сегодня Ирина едет от станции «ВгТЗ».

Диспетчер указывает в путевке вагон и место, где он находится. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

«Мне нравится управлять такой большой машиной, вагоном. Это так сказочно и интересно, – делится своими мыслями Ирина. – А еще мы доставляем людей туда, куда им надо. Ведь добираться по нашему городу очень сложно, особенно осенью и зимой. У нас нет права на передышку».

Главное – песок

Ирина направляется к своему вагону. Первым делом заходит в кабину и поднимает токоприемник. Включает систему управления, проверяет, как работают звонки. Руля в кабине водителя нет. Вместо привычных в автомобиле поворотников многочисленные ручки и кнопочки. Каждая отвечает за свои действия. Рядом с водительским сидением рычаг, потянув за него, Ирина проверяет, есть ли в тормозной системе песок.

Так внутри выглядит кабина водителя трамвая. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Проверить количество песка просто – он хранится прямо в салоне под сиденьем первого пассажирского кресла.

   
   

«Осенью, зимой, когда скользко, гололед, вагон может не затормозить, – объясняет Ирина, – поэтому мы сыпем на рельсы песок, чтобы сцепление колес с рельсами было хорошим. Он должен быть всегда».

Ирина проверяет сцепку вагонов. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Убедившись в исправности системы управления, Ирина идет осматривать сам состав. Женщина обходит вагон, проверяет, чтобы, так называемая «тележка», не лежала на рельсах.

«Если она лежит – значит, вагон не исправен, у него не работают тормоза», – поясняет водитель. Смотрит сцепной прибор, чтобы штыри были забиты. Иначе сцепной прибор может во время движения разорваться. Проверив все ли хорошо снаружи, вновь возвращается внутрь вагона. Здесь также надо удостовериться, что все на месте.

В кабине водителя трамвая. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

«Были случаи разные – и пьяные заходили, и пытались двери сломать, руку, ногу высунуть, – поясняет свои опасения по поводу сохранности внутреннего убранства вагона Ирина Корнеева, – но кондуктора у нас с ними разговаривают, как с детьми, тихо-спокойно. Пьяные люди, они ведь, как маленькие дети, после того, как с ними поговоришь, успокаиваются и прекращают баловаться».

На линии контроль

Каждый экипаж скоростного трамвайного рейса состоит из водителя и двух кондукторов. При этом в разные смены у одного водителя могут быть разные кондуктора. На этот раз с Ириной выпало работать Ольге Абалхан. В должности кондуктора она недавно, но о работе своей знает не понаслышке.

Ольга Абалхан. К выходу на линию готова. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

«Я водитель трамвая, – поясняет Ольга, – но вот решила попробовать поработать кондуктором. Мне нравится, – улыбается женщина. – Люди разные, у всех разное настроение. Стараешься улыбнуться, поднять настроение пассажирам. Они обращают внимание на то, приветливый кондуктор или нет. Я стараюсь дать сдачу, оторвать билет и сказать: «Пожалуйста!» Людям это приятно. Не то, что просто пройти мимо с гримасой».

Ольга получает в специальной комнате сумку кондуктора и надевает униформу. В сумке билеты, проездные и сто рублей мелочью. Именно столько выдают каждому кондуктору для сдачи пассажирам.

Перед выходом на линию все кондукторы получают сумку с билетами и сто рублей на сдачу. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

«Если нет сдачи, то можно пройти по салону и попросить пассажиров разменять, – рассказывает Ольга, – или извиниться и попросить пересесть в другой вагон. Возможно, там у кондуктора будет сдача. На протяжении всего пути все равно набирается».

Комната отдыха для кондукторов и водителей скоростного трамвая. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Ольга запрыгивает в вагон и в динамике практически сразу раздается голос Ирины-водителя:

«Вошедшие пассажиры позаботьтесь об оплате своего проезда. Стоимость проезда – 15 рублей, штраф за безбилетный проезд – 100 рублей. Билеты сохраняйте до конца поездки – на линии работает контроль». Двери трамвая закрываются, и Ольга идет, как здесь говорят, «обилечивать» пассажиров и проверять проездные документы у льготников. В пути кондуктору и водителю разговаривать нельзя, так что в следующий раз они встретятся вместе только спустя несколько часов, когда закончится смена.