Все, кроме пассажиров. Что происходит с речными перевозками в Волгограде?

Иван Иванов / АиФ-Волгоград

Много лет назад власти пообещали превратить Волгоград в столицу речных перевозок, однако они с каждым годом становятся всё менее доступными для жителей. Водный транспорт курсирует не регулярно, а цены ползут вверх. И это лишь верхушка айсберга.

   
   

Лом лучше пассажиров

На Волге-матушке в эти дни разгар навигации. К причалам речного пассажирского порта швартуются и отправляются в рейс речные трамвайчики. Однако выглядят они весьма удручающе: как сильно поредевший «полк» технических ветеранов.

СПРАВКА
Пассажирские перевозки на Волге были организованы 150 лет назад. Путешествие по реке считалось по тем временам самым быстрым и комфортным способом передвижения. К услугам пассажиров были аптеки, библиотеки, пианино, семейные каюты, буфеты и ванны.

«На днях с семьёй переправлялся на левый берег Волги. В каком ужасном состоянии было наше судёнышко! - жалуется волгоградец Александр ПУШНАРЁВ. - Его явно сделали ещё в прошлом веке. Спросил у членов коман­ды, сколько новых катеров ходит по Волге. Говорят, ни одного. В рейсы идут одни старички…».

«Речные перевозки, по крайней мере пассажирские, сегодня нерентабельны, - утверждает Михаил БОБИЧЕНКО, рулевой-моторист на пенсии. - Речные суда во времена бывшего СССР проектировались и строились с тем расчётом, что они могут потреблять много дизельного топлива, той же солярки. Ещё 20 лет назад солярка практически ничего не стоила. В наши дни её цена взлетела до небес - 30 руб. за литр. Добавьте к тому затраты на ремонт, обслуживание судов в межнавигационный период, который длится с декабря по апрель. Вот и получается, что по Волге сегодня выгодно перево­зить из местных портов разве что нефть, сыпучие стройматериалы - гравий, песок да металлический лом. Но только не пассажиров».

По словам ветерана речного флота, на пассажирских скоростных перевозках и вовсе можно поставить крест. «Метеоры» и «Ракеты» советской постройки потребляют до 180 - 200 литров солярки в час. Чтобы окупить такие затраты, стоимость билета, скажем, из Волгограда до Ахтубинска или Каменного Яра (120 - 150 км.) может гипотетически достигать тысячи рублей. А кто же тогда будет ими пользоваться?

«В Москве или Санкт-Петербурге речные перевозки пассажиров ещё имеют хоть какие-то ясные перспективы, - продолжает Бобиченко. - Например, в столице часовая прогулка на теплоходе по Москве-реке стоит 450 - 500 руб. У нас по Волге с не менее красивыми городскими и речными пейзажами - втрое дешевле, иначе желающих прокатиться не найдёшь даже среди туристов».

Новьё и старьё

«Да, действительно, парк наших речных судов на Волге стареет год от года, - признаёт Юрий МИТАСОВ, замдиректора компании «Волгоградский речной порт». - У нас до сих пор есть суда времён московской Олимпиады-80. Самый старый теплоход «Москвич» - 1954 года выпуска. Однако говорить, что мы эксплуатируем «старичков», которые могут в любой  момент затонуть, неправильно. Требования к бе­зопасности судов жёсткие. Старым у наших судов является только внешний вид. Всё остальное - двигатели, внутренняя «начинка», корпуса отремонтированы. Прослужат ещё долго».

   
   

Сегодня, по словам Митасова, компания обеспечивает на Волге и водохранилище социально значимые перевозки: дачников до Культбазы, переправу на Сарпинский остров и переправу от Камышина до Николаевска. Однако закупать новые суда волгоградские речники не в состоянии. Пассажирское судно стоит в среднем 35 - 40 млн. руб.

«Проблема не только в цене, - сетует Митасов. - Просто сама покупка не окупится. Возможную прибыль «съедят» проценты по кредитам. Наших оборотных средств хватает лишь на ремонт и обслуживание имеющихся судов».

Засучим рукава?

Во всём мире пассажирские перевозки по воде, если это не коммерческие рейсы с туристами, - глубоко убыточны. Волгоградским речникам часть затрат возвращает областной бюджет. Регион компенсирует разницу между стоимостью билетов и реальными затратами на выполнение каждого рейса. Это необходимо, чтобы сохранить сообщение с населёнными пунктами, куда добраться ничем, кроме водного транспорта, нельзя. В Волгоградской области это пригородные линии «Камышин - Николаевск», «Камышин - Дачи», «Волгоград - х. Глухой». На субсидирование перевозок по этим маршрутам в 2013 году областной бюджет выделил 28 млн. рублей.

Фото: АиФ-Волгоград / Иван Иванов

Поддерживают водный транспорт и муниципальные образования. Например, в Волгограде шесть городских линий на остров Сарпинский в прошлом году получили поддержку в 35 млн. рублей.

«Но этого мало, - настаивает Митасов. - Мы за свои средства в этом году наняли земснаряд, чтобы углубить заход в Волгоградский затон, где происходит зимний отстой судов. Работали земснарядом на входе в воложку Куропатка, где из-за малых глубин пассажирские трамвайчики регулярно садились на мель. Эти работы влетели нам в копеечку, вернее в миллионы рублей. Напрямую с пассажирскими перевозками они вроде и не связаны, но если бы мы их не провели, наши теплоходы не могли бы нормально перево­зить пассажиров. Например, из Волгограда в Волжский наши суда давно не ходят именно по причине нерасчищенного русла. Сейчас на входе в Ахтубу шесть серьёзных перекатов, которые убрать сами не в состоянии. О том, что нужно чистить русло реки до Культбазы, укреплять там берег от обрушения для безопасной работы «дачной» пристани, мы говорим годами, но нас власти не слышат. Они считают, что расчистка русла - только наше дело!».

Трудно речникам не только с финансами, но и с кадрами - советское поколение капитанов, матросов уходит, молодёжи в речном флоте практически нет. Так называемое речное училище в Краснослободске вместо специалистов речного флота не первый год выпускает ребят с дипломами… парикмахеров и менеджеров. Готовить кадры для флота там сочли делом невыгодным.

Получается, речников ждут ещё более трудные времена. А заодно и пассажиров: за последние годы уже закрылось несколько маршрутов. Но и тот минимум, который остался, тоже не защищён от полного исчезновения.

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Власть не имеет права. Бизнес не видит перспектив

Александр КИРЕЕВ, зам. министра транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области:

- Перевозки пассажиров водным транспортом действительно снижаются. Это обусловлено развитием транспортной инфраструктуры, увеличением объёмов перевозок пассажиров по железным и автомобильным дорогам, что экономически более выгодно. Яркий пример - мост через Волгу, благодаря чему обеспечено свободное круглогодичное передвижение жителей города Краснослободска и Среднеахтубинского района автотранспортом. Что касается развития туристического флота, то для этого необходима заинтересованность инвесторов. Правительство региона по закону не может направлять на это деньги, а бизнес, видимо, не видит перспектив.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

О пользе жалоб

Армен ОГАНЕСЯН, председатель регионального отделения «ДАР» и общественного совета при минтрансе региона:

- У Волгограда - уникальные возможности для развития водного транспорта: 100 км береговой полосы. Из восьми районов города семь выходят к Волге. Но сообщения между разными частями Волгограда по воде, в отличие от многих других волжских городов, считай, никакого. Река практически пустая. Транзитные пассажирские теплоходы ходят раз или два в сутки. На причалах местных линий ютится пара судёнышек для перевозки дачников. Я считаю, что нужно не просто озвучивать жалобы, но и делать большее - искать инвесторов, выходить с предложениями хотя бы в тот же минтранс. Иначе дело не сдвинется с мёртвой точки.

Смотрите также: