Волгоградская область – это 2,5 млн населения, это площадь, равная средней европейской стране, это регион с огромным потенциалом, но пока с ещё целым рядом проблем. И все их нужно решать, чтобы область развивалась. Три года назад её возглавил Андрей Бочаров. Он рассказал, что удалось за это время, и что ещё сделать предстоит в рамках реализации долгосрочной стратегии развития Волгоградской области.
Растрясти болото
- Три года назад вы были назначены и. о. губернатора. Регион наш проблемный, фронт работ колоссальный. С чего вы начинали?
- Меня поразило абсолютное неверие людей из разных уровней власти в то, что ситуацию можно изменить. Зато жители говорили по-простому: «Андрей Иванович, надо это болото растрясти». И тогда я понял, что нужно менять кадровую политику, подходы к решению проблем, в ручном режиме добиваться исполнения поставленных задач - иначе ничего не получится. Невозможно было бы реализовать многие идеи без поддержки федерального центра, без командной работы. Но просить те или иные ресурсы можно только тогда, когда понимаешь, что ты это выполнишь, иначе нельзя. И мы начали наводить порядок.
- Например, в бюджетной системе?
- Да, наведение порядка в этом позволило увеличить доходную часть бюджета. За 2014-2016 годы на 13 млрд рублей выросли собственные доходы, плюс ещё около 10 млрд рублей - вливание со стороны федерального центра. Нам удалось стабилизировать бюджет, но, к сожалению, у нас приличный государственный долг. И сейчас мы будем постепенно его снижать.
Важно, что удалось уйти от части расходов, связанных с дополнительными выплатами чиновникам, депутатскому корпусу. Мы провели много оптимизационных мероприятий, работу, связанную с государственными закупками. Эффект - около 4 млрд рублей. Это серьёзные средства, которые в том числе направлены в социальную сферу, транспорт, дороги.
- К слову о дорогах. Что удалось сделать за это время?
- В 2014 году мне даже профессионалы говорили: «Дороги здесь никогда не сделать, даже не подходите к этому вопросу». Но мы разработали стратегию развития дорожной сети Волгоградской области, которая включает приведение в порядок в том числе и состояния дорожной сети в Волгограде. Было в разы увеличено финансирование на дорожные работы.
В первую очередь необходимо провести в порядок 1-ю, 2-ю и 3-ю Продольные магистрали, проспект Жукова в Волгограде - через эти артерии проходит основной поток транспорта.
- И что нас ждёт в ближайшее время?
- На 2-й Продольной будем реализовывать этап дорожных работ от Тракторозаводского района до Мамаева кургана. В Красноармейском районе завершим улицу Героев Сталинграда. Для разгрузки дорожной сети важно закончить проект, связанный с нулевой рокадной дорогой. Также нужно привести в порядок ростовское направление в районе улицы Елецкой. Важен ремонт на улице Краснознаменской, Кубанской, Кубинской.
При этом важно не забывать и о дорогах в муниципальных образованиях. В России уже 10 лет действует программа ремонта сельских дорог, но Волгоградская область начала в ней участвовать только с 2014 года.
- Любой водитель понимает, что без строительства объездной дороги вокруг Волгограда транспортную проблему не решить. Вопрос о её строительстве решён?
- Мы обязаны сделать всё, чтобы большегрузный и транзитный транспорт перенести с городских дорог. Но решён вопрос объездной магистрали будет только тогда, когда начнём её строить. Свои предложение мы сформировали и передали в Министерство транспорта РФ, где мы видим очень конструктивный подход к решению этой задачи.
- Продолжая тему дорог, нельзя не спросить о транспортной схеме, которая внедряется в Волгограде, в Волгоградской области.
- Реализовать этот проект сложно. Нужны огромные финансовые средства, нужна воля на решение вопроса, нужно обновить подвижной состав, кадры. Выходя в рейс, водители должны проходить медосмотр, а машины - техническое обслуживание. Это непросто, но это вопрос безопасности людей.
Мы готовы предоставить частным перевозчикам возможность участвовать в транспортной схеме, но по одним единым общим правилам.
- Есть ли в новой комплексной транспортной схеме место электротранспорту?
- «Метроэлектротрансу» быть! В этом нет никакого сомнения. Но должна быть обновлена структура управления, подвижной состав. Необходимо создать условия, чтобы жители, пользуясь трамваями и троллейбусами, чувствовали себя безопасно и комфортно.
Рассматривается вопрос приобретения за счёт бюджета подвижного состава: от троллейбусов до так называемых электробусов.
Вода - в землю
- Недавно была запущена новая площадка на алюминиевом заводе. А что в целом с промышленностью региона?
- На территории Волгоградской области было введено 25 новых предприятий и модернизированных площадок. Общий объём инвестирования - порядка 130 млрд рублей. Было создано в общей сложности 4700 рабочих мест с достаточно высокой заработной платой.
Мы планируем в 2017 году открыть порядка 11 новых предприятий и производственных площадок, а общий объём инвестиций составит порядка 140 млрд рублей. До 2021 года в предприятия региона будет инвестировано 250 млрд рублей, таковы планы.
- Часть территорий региона находится в полупустынных зонах, и без орошения земель сектору АПК региона сложно развиваться. Этот вопрос будет решаться?
- На строительство новых сетей, каналов для подачи воды и её очистки в этом году Волгоградская область выделила порядка 650 млн рублей. И это только на один год. Всего же в 2016 году мы привлекли в сельское хозяйство порядка 4,2 млрд рублей. Задача, которую мы ставим на 2017 год, - привлечь не меньше. Развитие сельских территорий - одна из основных задач.
- Какие территории могут рассчитывать на появление системы орошения в ближайшее время?
- Калачёвский район, Средняя Ахтуба, Городищенский район, Палласовка, Старая Полтавка. Это большая комплексная программа.
- Помимо воды сельским территориям нужен газ. Программа газификации продолжится?
- Проблему газификации мы решаем по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо закрыть долги, которые сложились перед «Газпромом». Во-вторых, мы со своей стороны создали фонд порядка 100 млн рублей, которые необходимы муниципальным образованиям для переоборудования котельных. В-третьих, синхронизируем региональную программу газификации с «Газпромом». Программа газификации реализуется и будет реализована на территории Волгоградской области во всех необходимых объёмах.
Ответственность перед ветеранами
- В следующем году Волгоград принимает чемпионат мира. Успеем подготовиться?
- Волгоград готовится к чемпионату в плановом режиме. Есть ещё много проблем и вопросов. На самом деле никогда ещё за постсоветское время в городе не реализовывался такой масштабный проект, который включает в себя реконструкцию и строительство стадиона, аэропорта, автовокзала, станции пригородных перевозок железнодорожного транспорта, дорожные развязки, благоустройство.
- К чемпионату многое делается и для создания комфортной жизни людей.
- Тему благоустройства поднимали жители на каждой встрече. В 2014 году я осматривал дворы. Было, как после строительства Сталинграда, - конь не валялся. И в 2014 году мы приняли решение о программе благоустройства территорий Волгоградской области. В прошлом году во время реализации проекта «Наш двор - наш дом» отремонтировали 58 дворовых территорий, на них проживает 110 тыс. населения. Есть вариант, что часть этой пятилетней программы мы сделаем раньше, чем планировали. Мы бы хотели привести в порядок все дворы, которые в этом нуждаются.
- В следующем году нас ждёт не только чемпионат, но и 75-летие Сталинградской победы...
- Указ Президента о праздновании Сталинградской победы ко многому обязывает. Он говорит об особом внимании к нашим ветеранам. Перед нами, потомками, стоит вопрос: что сделали мы для того, чтобы Волгоград был современным городом? Когда-то жители города оставили на стене разрушенного дома наказ: «Отстроим тебя, Сталинград!». Мы должны выполнить его. Будем вкалывать, и выполнять для этого все задачи.