А ну-ка, девушка. Каким бы стал Волгоград с мэром Манчуковской?

Молодёжь готова менять жизнь в большом городе. Но готов ли город пустить молодых во власть? © / Виктор Яшуков / АиФ

Молодая волгоградка Анна Манчуковская стала известна благодаря тому, что, не будучи чиновником и политиком, уже дважды пыталась занять пост главы Волгограда. При этом она успешно прошла конкурсный отбор и проиграла лишь в финале, где, как все понимают, шансов победить у неё не было. 

   
   

Для региона, который лишь недавно утратил славу «красного пояса» и где формирование управленческой команды стало весьма предсказуемым, такая попытка – это уже прорыв. Что или кто стоит за новым для волгоградской политики лицом и зачем Анне нужен пост мэра, узнавал «АиФ»-НП».

Попытка номер два

– Три года назад вы уже участвовали в процедуре конкурсного отбора на пост главы Волгограда. Зачем?

– Я приняла твёрдое решение пойти во власть ещё в те времена, когда училась в ВАГСе (сегодня – Волгоградский институт управления. – Авт.). Однажды преподаватель политологии устроил в процессе занятий игровую имитацию выборов мэра Волгограда. На ней присутствовали известные региональные политики, политологи, СМИ, представители облизбиркома. Все выдвиженцы на пост главы города, а их было трое, презентовали и защищали предвыборные программы. Тогда с большим отрывом «мэром понарошку» стала я. Сама атмосфера, технология «предвыборной борьбы» показалась мне настолько яркой, что я подумала: «А почему бы и нет?». Я молода – у меня много сил и желания работать, решения принимаю разумно и взвешенно. В своё время я много работала на управленческих должностях в коммерческих структурах – в сфере управления недвижимостью и ресторанном бизнесе. Потому и в 2018 году, и в нынешнем я решила принять участие в процедуре отбора главы города. С учётом того, что я пока не состою в политических сообществах и сложившихся управленческих обоймах, результатом довольна. 

– Тогда политический вопрос – нашему городу нужны прямые общенародные выборы мэра, как раньше?

– У нашего города сохраняется шанс вернуться к этой системе хоть сегодня. Федеральное законодательство даёт право муниципалитетам самостоятельно определять формы и методы избрания глав местного самоуправления. Волгоград более 10 лет назад выбрал опосредованный способ избрания главы города, обкатал ещё и несколько спорную, не совсем понятную для многих горожан систему двоевластия «мэр города – сити-менеджер». При такой системе ощущение власти действительно размывается.

А вот нынешняя система отбора главы города содержит в себе и минусы, и плюсы. Минусы в том, что при такой системе мэр становится негласным продолжением региональной власти и партии власти на местном уровне. Но в этом есть и плюс – в системе управления «центр – регион» исчезают все причины для возможного  конфликта интересов между главой города и губернатором. В то же время развитие областной столицы и остальных территорий области  синхронизируется. Губернатор и мэр сообща отстаивают интересы крупного города перед федеральным центром. 

   
   

Но здесь крайне важно, чтобы глава города не терял связь с населением, умел слушать и слышать интересы, пожелания горожан. Прежним главам города, сознательно не хочу называть никого персонально, всё это, увы, удавалось далеко не всегда.

Залезть в шкуру горожанина

– Давайте обратимся к некоторым больным для Волгограда вопросам. Так, в ходе внедрения новой транспортной схемы с центральных магистралей убрали множество маршруток, заменив их автобусами большой вместимости. Но почему при этом стало сложнее добраться из одной части города в другую?

– При реализации любой стратегии на перспективу очень важно эту реализацию постоянно отслеживать, мониторить результаты внедрения управленческих решений, вносить разумные изменения и дополнения. Во всём мире стандарты развития транспортной сети крупных современных городов – это даже не автобусы большой вместимости, а электротранспорт. На маршрутках в прямом и переносном смысле далеко не уедешь. В один день взять и убрать из города десятки направлений востребованных маршруток было опрометчивым шагом. Изменения, переустройство любой транспортной схемы должны быть постепенными, эволюционными, иначе при цели сделать городской транспорт максимально комфортным, удобным мы придём к противоположным результатам. 

Также мне представляется, что организаторам транспортной схемы следовало хотя бы на день представить себя в шкуре рядового горожанина. Из окна служебных авто многое из практических результатов теоретических построений чиновников не видно. 

– Какую ещё застарелую проблему столицы области вы бы взялись решать в первую очередь?

– Озеленения. Здесь нужно учитывать, что наш город расположен в специфических климатических условиях для развития зелёных зон и парковой архитектуры. Если бы не Волга и её пойма, мы бы вообще жили среди сухой, раскалённой летом степи. Городу нужны современные парки с тенистыми зелёными зонами. У нас общественные парковые пространства в последнее время активно развиваются, но акцент часто смещается на объекты индустрии развлечений, а надо бы их развивать гармонично.

Городу нужен собственный питомник зелёных культур, полностью адаптированных к нашему климату, что позволит оптимизировать затраты на озеленение. Озеленять можно не только тополями или акациями с вязами. Тот же грецкий орех тоже неприхотливое растение и насыщает воздух йодом. 

Ещё один важный момент – управление бытовыми отходами. Я не говорю уже о свалках на пустырях, они в современном городе неприемлемы в принципе. Саму концепцию сбора мусора лучше сделать другой, как во многих европейских странах – в виде заглублённых, полностью изолированных мусорных контейнеров с герметичными крышками. Таким образом мы полностью уйдём от понятия мусорной площадки в её привычном виде. И эта система активно внедряется и на территории России. Только так мы сможем уйти от проблемы, когда огромное количество мусора попадает мимо баков, разносится ветром по всей округе. 

Не только боевое прошлое

– Сейчас все мегаполисы страны борются за формирование тренда, повышение узнаваемости. Чем, кроме позиционирования себя как города-героя, мы можем ещё привлечь туристов? 

– Думаю, город получит мощный импульс развития, если мы родной Волгоград начнём позиционировать не только как место с богатой военной историей, но также с колоссальными климатическими, оздоровительными, природными ресурсами. Из северных регионов тысячи людей сегодня съезжаются в Краснодарский край в поисках хорошего климата и более насыщенной экономической, культурной жизни. Но ведь мы ненамного уступаем своим южным соседям в плане климатической привлекательности. Великолепный пляжный отдых и рыбалка, обилие фруктов, овощей, целебные сероводородные источники, грязелечебный курорт на Эльтоне, озеро Баскунчак с грязе-соляными купальнями – всё это у нас есть.

Стратегическое брендирование и позиционирование местности – вообще дело серьёзное. Например, в столице Татарстана Казани уже много лет активно занимаются продвижением города как мощного туристического центра.  Если мы займёмся этим столь же комплексно, думаю, любые разговоры про Волгоград как город «депрессивный», «неперспективный», «самый бедный из миллионников» уйдут в прошлое. К нам будут стремиться приехать на ПМЖ новые интересные люди со всей страны. 

– Лично вы собираетесь связывать с Волгоградом своё будущее?

– Здесь мне комфортно, здесь живут близкие и родные мне люди. Мне интересно делать жизнь города ярче и насыщеннее.

– Будете пытаться стать мэром Волгограда и дальше? 

– Совершенно не исключено! У меня подходящее образование для руководства городом – экономическое и юридическое. Желание не пропало.

Досье
Анна Мануковская. Родилась в Волгограде. В 2009 г. с отличием окончила Волгоградскую академию госслужбы по специальности «финансы и кредит». Обладатель званий «Студент года – 2009», «Выпускник года – 2009». Победитель IT-олимпиады по ЮФО в Сочи. С 2010 по 2017 гг. работала директором по развитию в коммерческих организациях. В 2019 г. с отличием окончила магистратуру Волгоградского института управления по специальности «юриспруденция». Сейчас учится в юридической госакадемии Саратова по специальности «юриспруденция».