Никто не забыт? Закон о детях войны вызвал неоднозначную реакцию

Чем больше волгоградцы изучают новый закон, тем больше вопросов появляется. © / Виктор Яшуков / АиФ

О необходимости официального признания тех, кто в годы Великой Отечественной находился в Сталинграде и приближал Победу, в области говорили давно. И вот наконец в регионе решили ввести новый статус «Житель осаждённого Сталинграда». 

   
   

Однако долгожданную инициативу в обществе встретили неоднозначно. Попробуем разобраться почему.

Дождались

Признание заслуг и социальная поддержка детей вой­ны – один из самых больных вопросов для региона, где по сей день живёт немало очевидцев событий великой битвы на Волге. Их юные годы пришлись на тяжелейший период в жизни страны, и они вполне оправданно ждали от государства признания заслуг и компенсации тягот, выпавших на их долю. Тем более что  в ряде других регионов страны подобный статус ввели давно и поддержали его материальными мерами. 

Теперь официальный статус «Житель осаждённого Сталинграда» вводится и в нашей области. Что он даёт и кого касается? 

Как объяснили в пресс-службе регионального парламента, число областных льготников увеличится – соцподдержку будут получать все без исключения, кто находился в Сталинграде в пору активных боёв, с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года, вне зависимости от возраста. 

На дополнительную поддержку новой категории льготников в 2022 г. планируется выделить из бюджета порядка 23 млн рублей.  

«Этого момента мы, сталинградцы, ждали много лет, – отмечает председатель президиума общественной организации ветеранов «Дети Сталинграда» Геннадий Дубоносов. – Это важно и для развития нашего города, для реализации проектов с участием ветеранов». 

   
   

Согласно предварительным расчётам, под новую категорию льготников подпадает 4835 человек.

Но долгожданная инициатива получила и другую оценку.

«Этот правильный закон, но он какой-то половинчатый, – такое мнение высказал обратившийся в редакцию Алексей Николаевич (фамилию просил не указывать. – Авт.) из посёлка Октябрьского. – Ведь с лета 1942 по январь 1943 года активные боевые действия велись не только в Сталинграде, но и под Котельниковом, в Октябрьском, Калачёвском, Светлоярском, Чернышковском, Городищенском районах. На этих территориях и поныне живут люди, тоже достойные статуса детей войны. Почему они остались в стороне?»

Алексей Николаевич рассказал: он родился в марте 1941 г. в Октябрьском и боевые действия застал в самом юном возрасте. Но по рассказам близких знает, какие это были трагические времена. «Кровопролитные бои за Сталинград в наших местах на рубежах у рек Аксай и Мышкова подробно описаны в мемуарах маршала Александра Василевского и в знаменитой повести Юрия Бондарева «Горячий снег», – напоминает читатель. – От врага за месяцы оккупации у нас пострадали все. Людей угоняли на работу в Германию, грабили, убивали. И почему в Подмосковье, в Калмыкии статус «Дети войны» закреплён официально без географического деления, а у нас его присвоят не всем?» 

Кто остался за рамками?

По словам нашего читателя, ровесникам войны нужны больше не дополнительные льготы и выплаты, а официальное признание и уважение со стороны государства, общества. 

– Закон о детях военного Сталинграда готовился давно, рождался в консультациях законодателей с ветеранскими сообществами, с общественниками, – объясняет депутат Волгоградской областной думы Александр Осипов. – Он вовсе не о льготах, скидках, выплатах и деньгах и т. п., как это представляется на первый взгляд. Он больше о почётном статусе жителей данной категории. Это зафиксированная в официальном законе дань общественного уважения, признания категории граждан, чьё детство, юность пришлись на время тяжелейших лишений, испытаний и трагедий.

Однако идею нашего читателя законодатель считает разумной.

– Со временем расширить рамки такого закона до территории тех 19 районов области, где шли боевые действия в дни Сталинградской битвы, думаю, вполне реально, – говорит Осипов. – Но здесь мы можем угодить в некую морально-нравственную ловушку, не учтя индивидуальные ситуации. Например, что делать с теми сталинградцами либо жителями прифронтовых и оккупированных районов, пережившими вой­ну в эвакуации, в том числе в тыловых, заволжских районах, где боевые действия не велись? Отчасти такие противоречия мог бы, разумеется, снять рамочный закон о детях войны. Вероятность его рождения в ближайшей перспективе лично я также совершенно не исключаю. Главное – сделан уверенный реальный шаг в данном направлении.

Успеют ли законодатели снять все вопросы жителей к 2023 г., когда будет отмечаться 80-летие со дня Победы под Сталинградом? Время на это ещё есть. 

Полезно знать

Что получат обладатели статуса «Житель осаждённого Сталинграда»?

  • Ежемесячную денежную выплату;
  • компенсацию 50% стоимости жилищно-коммунальных услуг;
  • ежегодную выплату в связи с празднованием победы в Сталинградской битве.