Кому выгодно? К чему приведет реформа местного самоуправления

Жителям сёл не так важна система управления, как решение их наболевших проблем. © / Екатерина Саенко / АиФ

В Госдуме на днях возобновили работу над новой версией проекта закона о местном самоуправлении (МСУ), который был одобрен депутатами в первом чтении аж в январе 2022 г. К каким переменам это может привести, разбирался «АиФ»-Нижнее Поволжье».

   
   

Сливая уровни

Напомним, что одной из главных новаций реформы МСУ, помимо перераспределения полномочий между разными уровнями власти, является обязательный переход от двухуровневой системы МСУ к одноуровневой. До 2028  г. все сельские и городские поселения должны быть объединены с районами в муниципальные или городские округа, а их советы и администрации будут ликвидированы. 

Второй немаловажный момент. Будет усилена ответственность глав муниципалитетов и руководителей местных администраций перед главой региона. Губернатор будет вправе вынести им предупреждение или объявить выговор за ненадлежащее исполнение полномочий, а также инициировать через представительные органы МСУ  процедуру отставки несостоятельного главы муниципального округа. 

«Плохо то, что пресловутая «реформа» МСУ, которая непрерывно велась в рамках прежнего 131-го закона, лишила муниципалитеты целого ряда функций за счёт распределения денежных потоков в направлении региона», – отмечает политолог и экс-вице-мэр Волгограда Константин Калачёв.  

С этих позиций новый закон может ничего особо принципиального и не изменить, полагает эксперт, а система МСУ в стране и дальше будет деградировать. «Я пока не вижу, каким образом будет решаться и кадровая проблема в МСУ, которая напрямую связана и с финансовой наполнением этой системы. Даже если сейчас запустить «Школу мэров», по аналогии со школами кадрового резерва госвласти, трудно  представить, кто туда добровольно пойдёт обучаться».

Причина, по мнению эксперта, на поверхности: работа у муниципалов запредельно сложная, особо туда никто не рвётся. 

«Лично я не жду от нового закона особых благих перемен, так как все последние годы полномочия от нас всё забирали и забирали, – рассуждает глава Дубоовражного сельского поселения Светлоярского района Виктор Ахметшин. – Права решать любые земельно-имущественные вопросы у нас теперь нет. С любым вопросом с оформлением, переоформлением участка будь добр, езжай в район. С местными налогами тоже, мягко говоря, не очень. Их осталось лишь два – земельный и имущественный. Это сущие копейки. Считаю, если новый закон заработает в том виде, в каком его предлагают разработчики, всеми вопросами поселений будут рулить районы. Сами подумайте удобно ли, хорошо станет рядовым жителям». 

   
   

В чём плюсы?

О преимуществах нового закона действующие законотворцы и чиновники, тем не менее, предпочитают говорить без устали. 

«Мы ведь не раз сталкивались с ситуацией, когда людям приходилось бегать по кругу, выясняя, к чьим полномочиям относится решение того или иного вопроса, – приводит свои доводы депутат Госдумы, экс-глава Волгограда Виталий Лихачёв. – Кроме того, принятие закона привело бы к экономии средств. Высвободившиеся деньги необходимо максимально оставить в районах и направить на развитие территорий».

Депутат также оценил обеспокоенность критиков закона перспективой упразднения должности главы сельского поселения. Он считает, что сегодня у этого руководителя практически нет ресурса для решения проблем, обычно главе сельского поселения приходится обращаться за помощью на вышестоящий уровень.  

Справедливости ради стоит отметить, что активных сельских глав хватает, и вопросы поселения они успешно решают в том случае, если их поддерживает местное бизнес-сообщество, в первую очередь сельхозпредприятия. Но бывает и по-другому. 

«В нашем посёлке Комсомольском Калачёвского района масса проблем: много хуже стал ходить транспорт, плохо с коммунальным обслуживанием, а здание почты развалилось и закрылось, – говорит пожилая жительница посёлка Татьяна Филипповна Ушакова. – От местного главы, который у нас один на несколько посёлков, толку особого и нет.  Самостоятельно ничего не решает». 

Первой была Михайловка

Опасения у экспертов и местных властей вызывает и напрямую вытекающее из будущего закона массовое высвобождение муниципальных кадров. 

«Каждый уже избранный орган МСУ доработает срок, до того как его ликвидируют, если потребуется по закону», – заверяет соавтор законопроекта, депутат от ЕР Павел Крашенинников

При этом явно нелишне вспомнить, что процедура слияния и упразднения различных уровней муниципальной власти в Волгоградском регионе уже происходит не первый год. В 2012 г. был упразднён Михайловский район, а все полномочия района были переданы в объединённый городской округ Михайловку. Позже все полномочия ликвидируемого Новониколаевского городского поселения Новониколаевского района были переданы на уровень района. По схожему пути пошли в Даниловке, Городище, Чернышковском, Светлом Яре, Жирновске, Рудне.

Одной из причин упразднения городских администраций в районах области, как пояснили в одной из структур, прошедших этот путь, является экономия бюджетных средств и централизация муниципального управления. 

И тут возникает вопрос ТОСов – может, они станут реальной властью в селе? Такие формы самоуправления продолжают действовать в регионе вопреки всему. Плюс к этому три года назад на территории Волгоградской области начал работу фонд содействия развитию территорий и сообществ «Высота». 

Как отмечает директор фонда и зампредседателя ТОС «Высота» из Волгограда Ирина Кондрашина, цель работы – вовлечь одиноких людей старшего поколения в общественную деятельность, например, «серебряное» волонтёрство. 

Ещё одна точка проявления подобной общественной инициативы – экологическая. Под покровительством ТОСа «Высота» уже находятся пять родников посёлка Горная Поляна. Активисты не только следят за их сохранением, благоустраивают прилегающую к ним территорию, но и вдохновляют людей «бархатного» возраста своим примером. Но такая работа – это больше про общественную деятельность, а не про управление территорией.

Между тем эксперты МСУ полагают: смысл создавать ТОС есть только в тех населённых пунктах, которые отдалены от административного центра поселения, или там, где сельские поселения как вид муниципального образования полностью ликвидированы. Понятие ТОСов, настаивают специалисты, нужно внести в будущий закон о МСУ, обозначив их точный статус, принципы работы и финансирования. Тогда подобная «власть снизу» не станет зависеть от стечения обстоятельств и не будет  уделом энтузиастов-одиночек.

Что могут ТОСы?
ТОСы решают проблемы благоустройства и другие вопросы местного значения – помощи жителям, ухода за памятниками и др. Источник их финансирования – бюджетные субсидии и гранты, средства специализированных фондов.

Мнение

Политолог Сергей Бойко:

«Главам небольших поселений на самом деле остро не хватает ресурсов, но преимущество в том, что они всегда рядом с людьми, хорошо знают их нужды и умеют выстроить работу так, что проблемы решаются за счёт коллективного взаимодействия, объединения усилий власти, руководителей сельхозпредприятий, других предпринимателей, ТОСов. Невозможно работу такого рода, точечную и ситуативную, вести и регламентировать из районного центра. 

Думаю, что отчуждение самого близкого к обычным людям уровня власти может привести к снижению общественной активности жителей, подорвёт их доверие к действиям руководителей. Тем более, что такую власть люди выбирали сами».

История

Начало городскому самоуправлению в России было положено Петром I.
В 1699 г. он предоставил торгово-промышленной части горожан (посаду) право избирать своих представителей – бурмистров и формировать выборный орган. 

2 марта 1784 г. в Царицыне был открыт городовой магистрат – орган местного самоуправления и сословного суда. В 1797 г. в уездном Царицыне начал свою работу городской магистрат. 

Магистраты в Саратовской губернии, в том числе и Царицынский, были полностью упразднены до 70-х годов XIX столетия, с введением в Российской империи системы городских дум.