Незаметно пролетел первый месяц очередного учебного года. В эту пятницу наши дети снова пойдут в школу с букетами, чтобы поздравить учителей с их профессиональным праздником. Вернее поплетутся, порой едва переставляя ноги от тяжести «знаний», повисших на их плечах грузом учебников.
Рабочие тетради, пособия, практические и теоретические части учебников… Их сомнительное качество – тема популярная, ведь уроки, как родителям, так и учителям, приходится делать каждый день.
Хвост на месте!
В предложении «Снег, затопивший луг» надо определить часть речи. Это «моё» домашнее задание. Вечер. Делаем «домашку» по русскому языку. «Причастие», – говорю двенадцатилетнему сыну. В ответ только удивлённый взгляд: «А что это?» Едва удержавшись от излишних эмоций, мол, опять не подготовился, я на всякий случай пролистала учебник. И всё бы ничего, если б не одно «незначительное» обстоятельство — эту часть речи школьники будут проходить только в следующем учебном году.
Дальше – больше! Авторы одного из пособий по биологии уверяют наших детей, что «хвост является частью человека, а кожа – это внутренний орган», Лермонтов в тетради по литературе представлен как Юрий Михайлович, в учебнике по географии, выпущенном тиражом в 200 тысяч экземпляров, авторы «отрезали» на карте России Калининградскую область и Курилы... Ну не поместились! Чего такого-то?
Вот эти «мелочи» и формируют искажённое мировоззрение у наших детей, подрывают и без того, увы, шаткий авторитет учителя и книги. Да и как объяснить ребёнку, что в учебнике написано неправильно?
И почему все мы – участники порой мучительного образовательного процесса вынуждены сталкиваться с «хвостами», оставленными чиновниками?
Бизнес из-под парты
Причины низкого качества учебников две: недостаток контроля и засилье пиратской продукции. Объём «серого» рынка достигает 10% и оценивается в 12 миллионов долларов. Контрафактные издания на 10–30 рублей дешевле за счёт использования газетной бумаги. Изображения и фотографии в таких учебниках нечёткие, краска пачкает руки, а буквы плохо пропечатаны. И как же такие «шедевры» попадают на парты?
Заказчиком экспертизы являются сами издательства. Авторские коллективы или отдельные представители науки сдают рукописи на рецензию в Российскую академию наук. В случае одобрения оригинал-макет учебника передают на дальнейшее исследование в Российскую академию образования, после чего он уже в исправленном виде возвращается в издательство. И всё!
Эти книги уже в федеральном перечне учебников, из которого учитель-предметник выбирает нужные ему. Готовая заявка от школы уходит «наверх» – в местное управление образования. А в середине августа чиновники рапортуют в Москву: учебники в нужном количестве в школы поступили.
– Предлагаю провести мониторинг по всем школам среди учителей и родителей, чтобы выявить наиболее проблемные учебники. Это, несомненно, облегчит жизнь всем тем, кто сталкивается с образовательным процессом, – уверена директор Волгоградской областной научной универсальной библиотеки им. М. Горького Нина Шашко. – Уровень учебников, хотя, конечно, не всех, оставляет желать лучшего. Я знаю много случаев, когда перед началом учебного года родители вынуждены были озаботиться не только покупкой школьных книг, но буквально постраничным их изучением и сравниванием, и только после этого они могли «доверить» своих детей современным учебникам.
Смотрите также:
- «Как дела?» под запретом. Педагог-психолог о воспитании успешного школьника →
- Учимся считать в уме. Все, что нужно знать о ментальной арифметике →
- Учитель Марина Долгачева: «Мотивировать детей все сложнее» →