От патефона до микроскопа. Как дети реставрируют раритеты времен СССР

Максим и его друг заводят патефон, который, возможно, мог слышать песни Утёсова. © / Анастасия Семенченко / АиФ

Год назад в Волгограде открылся кружок «Моторчики Сталинграда». Благодаря ему 15 школьников 12-15 лет увлеклись реставрацией винтажных вещей. Накануне Дня защиты детей корреспондент «АиФ»-НП» выяснил у руководителя организации Алексея Никулина, что чинят дети, как они это делают, где они берут материалы и почему то, чем они занимаются, важно.     
   

Вторая жизнь игрушек 

Идея создать кружок появилась не сразу. Началось всё с того, что несколько лет назад в деревне на чердаке дома Алексей Никулин нашёл машинку и решил починить её. 

«Я даже не знал, как это делается, просто помогло техническое образование и то, что раньше я занимался ремонтом автомобилей. Так и зародилось моё увлечение. Потом решил создать для детей кружок, ведь для них это будет полезно», - вспоминает он.

Вот так патефон 1950-х годов выглядел до реставрации. Фото: Из личного архива/ Алексей Никулин

Процесс реставрации, как отмечает Алексей Никулин, не сводится только к техническим вопросам. Прежде чем начать восстанавливать вещь, к примеру, машинку, он и его воспитанники изучают её историю: на каком заводе и когда она была выпущена, сколько стоила в советское время и каждая ли семья могла её себе позволить, как выглядела в хорошем состоянии и т. п. 

«Потом разбираем, очищаем её от ржавчины и краски. Делается это с помощью пескоструйной обработки. Для неё нужна специальная установка, которую мы сами смонтировали в гараже», - рассказывает он. 

Сейчас «Моторчики» переехали в городской детско-юношеский центр, где им дали для этого новую профессиональную машину. «После пескоструйной обработки мы машину шпаклюем, красим, сушим, собираем. Покрытие используем такое же, что и для автомобилей. Только цвета красок специально подбираем аналогичные тем, что были у игрушек изначально», - делится опытом Алексей Никулин. 

А недавно им дали лазерный станок. ГДЮЦ - единственное учреждение допобразования Волгограда, где есть такое устройство. «Теперь дети могут сами придумать детали, которые нельзя найти даже в интернете, запрограммировать его и создать их. Например, у машинки не сохранилась дверца? Не беда, сделаем новую», - отмечает Алексей Никулин.

   
   
Фото: АиФ/ Анастасия Семенченко

Вместо учебников - практика 

Но реставрируют дети не только игрушки, но и книги, старые настольные игры, радиоприёмники, телефоны, патефоны и даже микроскопы. 

«Я отреставрировал патефон, доставшийся мне от дедушки. Он годов 1950-х или 1960-х. Менял в нём некоторые проржавевшие детали. Часть новых находил в интернете и покупал. Ещё одну деталь попросили с Алексеем Николаевичем у местного музея, где был неработающий патефон», - рассказывает воспитанник «Моторчиков Сталинграда» Максим Минин. 

Максим раскручивает ручку патефона, ставит грампластинку, опускает ручку с иголкой и вуаля - патефон играет, как новенький! На реставрацию этого чуда ушло два месяца. «Это кропотливый процесс, - отмечает Алексей Никулин. - Когда он чистил патефон от старого покрытия, случайно положил мокрую тряпку, и краска вздулась, пришлось разработать свою технологию очистки, ведь готовых решений нет, учебников по реставрации тоже нет, всё постигаем сами на практике». 

Всё как для большой машины 

По словам Алексея Никулина, сейчас, в улосвиях общества потребления, когда каждый месяц выпускают тонны новых вещей, старые особенно ценны.  

Пятиклассник Лёва два месяца восстанавливал танк. Фото: АиФ/ Анастасия Семенченко

«Наблюдается мода на антиквариат, винтаж. То, что раньше выкидывали, сейчас собирают, продают иногда на блошиных рынках», - отмечает он. 

Алексей Никулин два года собирал старые игрушки, прежде чем открыть кружок. Сейчас он продолжает эту работу. «Для кружка собираем вещи по знакомым, у многих что-то остаётся ненужное. Недавно нам отец одного из детей принёс карбюратор. Собираемся его отреставрировать, он потом будет пригоден для машины. Найти сейчас такой невозможно. Недавно подобрал два старых верстака, которые школа выбрасывала за ненадобностью, и из них собрал один рабочий», - рассказывает Алексей Никулин.

Детский танк до реставрации. Фото: Из личного архива/ Алексей Никулин

Благодаря «Моторчикам» дети учатся работать руками, получают навыки, которым их не научат в школе, обретают знания о детстве их мам, бабушек и дедушек. 

«На самом деле реставрация игрушечных машинок очень похожа на реставрацию настоящих. Только объёмы намного меньше, а технология примерно та же. Плюс приучаем детей к дисциплине, усидчивости, даём вторую жизнь вещам, учим бережному отношению», - считает Алексей Никулин. 

«В «Моторчиках Сталинграда» идёт и профориентационная работа, - добавляет директор ГДЮЦа Татьяна Минина. - Дети тут изучают азы профессии. Часть из них пойдёт учиться в вузы по техническим направлениям. Они уже будут знать, что такое профессия, связанная с железом, инструментом, ремонтом, уметь красить и белить». 

В будущем Алексей Никулин и Татьяна Минина планируют сделать в ГДЮЦе выставку из отреставрированных игрушек, провести парад машинок и конкурс по фигурному вождению. «В сентябре пройдёт день открытых дверей центра, в рамках которого все воспитанники будут выставлять свои достижения», - отмечает Татьяна Минина. 

Фото: АиФ/ Анастасия Семенченко

Пока «Моторчики» только развиваются и не участвуют в конкурсах, но их уже приглашали с выставкой на мотокросс и на генеральную репетицию Парада Победы, куда их идейный вдохновитель приехал на отреставрированном мотоцикле времён Второй мировой. Уже пять-шесть лет он участвует в волгоградских парадах на Дне города и 9 мая. 

Фото: АиФ/ Анастасия Семенченко