Образованию поставили тройку. Успел ли регион провести работу над ошибками

Эти первоклашки ещё ничего не знают о проблемах образования. И хорошо... © / Алексей Рязанцев / АиФ

Помню, весной этого года Рособрнадзор опубликовал рейтинг качества образования по регионам, где Волгоградская область оказалась на 73-м месте из 85. Не пойму, как мы оказались в хвосте рейтинга? И тогда ещё глава Рособрнадзора Музаев говорил, что со всеми регионами, у которых низкие показатели, чуть не каждый месяц работу ведут. Изменилось ли к осени что-нибудь? 
В. Бутаков, Волгоград

   
   

Тему накануне 1 сентября читатель задел и правда волнующую. Его вопрос мы адресовали официальным инстанциям, а заодно и сами попытались разобраться: насколько качественное образование получают в нашем регионе?

Созданы все условия?

Сначала обратимся к ответу официальной инстанции – комитета по образованию региона. В нём ожидаемо идёт речь о том, что в Волгоградской области созданы все условия для профессионального совершенствования  педагогов. Ключевым результатом проводимой работы является то, что ежегодно выпускники Волгоградской области становятся активными участниками и победителями всероссийских конкурсов и олимпиад, успешно проходят государственную итоговую аттестацию, сдают ЕГЭ на высокие баллы и поступают в лучшие вузы региона и страны. 

Кстати, во время экзаменационной кампании 2021 года высокий уровень организации ЕГЭ в Волгоградской области отмечен всё тем же Рособрнадзором. 

А теперь о рейтинге. Он представлял собой таблицу сводных показателей качества образования по регионам страны, составленную Рособрнадзором. И Волгоградская область там действительно оказалась на 73-м месте из 85 возможных. В ЮФО хуже нас только Калмыкия, в целом ниже по списку – Тыва, Бурятия и республики Северного Кавказа. 

Рособрнадзор сложно заподозрить в необъективности, как это часто бывает с рейтингами информагенств. По словам главы надзорного ведомства Анзора Музаева, для составления был использован значительный массив статистической информации, позволяющей достаточно разносторонне оценить ситуацию в каждом регионе. И, кстати, данные для анализа брали за 2019-й, ещё допандемийный год, так что свалить всё на пандемию и дистант тоже не получится. 

Представленные результаты характеризуют региональные системы образования по нескольким важным направлениям. 

   
   

Это, во-первых, результаты обучения школьников. Сюда отнесли достижение минимального и максимального уровня образования, образовательное равенство и ещё такой интересный критерий, как функциональная грамотность. Это означает умение применять на практике полученные знания. Оценили и управление системой школьного образования.

Так вот, лучше всего у нас обстоят дела как раз с ориентацией на практическое применение знаний – здесь 45,2 балла из 100 возможных. Хорошо и с поступление школьников с вузы своего региона – 71,3 балла.

Эффективность управления системой образования на уровне 33,9 балла. Особенно хорошо мы у нас умеют анализировать и интерпретировать результаты ГИА – 82 балла из 100. 

Форма победила содержание?

А вот данные тревожные – судя по данным рейтинга, в нашей области только треть школьников имеют доступ к качественному образованию: показатель «образовательное равенство» составил 31,9 балла из 100 возможных. То есть только у трети волгоградских ребят есть возможность получить качественное образование. 

Это особенно заметно в глубинке, где зачастую элементарно нет учителей по отдельным предметам. 

– В середине прошлого учебного года мы в силу обстоятельств отправили ребёнка в деревню к моим родителям с переводом в местную школу, – рассказывает жительница Волгограда Надежда Дмитриева. – И к концу года просто ужаснулись тому, что ребёнок не занимался нормально ни по иностранному языку, ни по русскому – учителя возрастные, всё время болели, замещать было некому, историю преподавала учительница с образованием педагога начальных классов – читали параграфы по очереди… И это полноценная средняя школа в станице с довольно большим количеством учеников. А что происходит в неполных средних школах?

Как говорят и пишут многие наши читатели, происходит то же самое. Учителей катастрофически не хватает. Зачастую старшеклассников возят раз в неделю в райцентр на занятия по отдельным предметам типа информатики или даже химии. Чтобы потом только прочерк в аттестате не ставить... 

– Эта мода нынешняя возить детей в райцентр или другие сёла на занятия – абсурд, на мой взгляд, – говорит в приватной беседе глава одного из муниципальных районов, предпочитающий остаться неназванным. – Понятно, что не от хорошей жизни – учителей не хватает, выкручиваемся, как можем. Но вот вам пример. Вот есть у меня в районе добротная двухэтажная школа. Там раньше было много учеников, сейчас осталось мало. С учителями беда, как и везде. Но для начальной школы там учителя есть, и можно было бы хоть младших не возить за 15-20  км. Но для того чтобы их учить в родной школе, мы должны её полностью отремонтировать, перестелить линолеум, который 10 лет там лежал и не был для детей опасным, а теперь стал, поменять всю электрику и всё остальное «привести в соответствие». И это во всей двухэтажной школе, где будут учиться от силы 10-12 человек малышей. Здания поменьше есть, но они тоже не отвечают нормам. 

Поверьте, я только за то, чтобы дети учились в безопасных условиях. Но кто и почему решил, что каждый день перево­зить их в автобусе менее опасно, чем ходить по старому линолеуму? Может, надо не на школьные автобусы тратить деньги и этим гордиться, а создавать условия для того, чтобы дети могли в родном селе получать образование? Может, нужно не на форму уже смотреть, а на содержание? 

После революции создавали избы-читальни, после войны у нас в Сталинграде в полуподвалах разрушенных домов библиотеки и школы открывали, чтобы только знания получать, а мы сейчас смотрим, чтобы «всё форме соответствовало». И это, к сожалению, не только в образовании…

– Всё переходит в плоскость коммерции, – с горечью говорит жительница Волгограда Ирина Асеева. – Ребёнок учится в 8-м классе. Нас собрали перед началом учебного года и открытым текстом сказали, что если хотите хорошие оценки – репетиторы вам в помощь. Ну, или онлайн-площадки для дополнительных занятий – это обойдётся немного дешевле, но не факт, что качественнее.

Так изменилось ли что-то в качестве образования в нашем регионе с момента опубликования рейтинга, а точнее, с 2019  года, данные за который легли в его основу? В комитете по образованию говорят, что да, изменилось (выдержки из ответа в начале статьи). А вот Рособрнадзор обещает осенью опубликовать новый рейтинг. Вот тогда и увидим. 

Мнение
Политолог Елена Шаркова: «Проблема качественного образования стоит очень остро, и основная причина – это нехватка кадров. Больше всего в нашем регионе кого требуется? Рабочих, учителей и врачей. По данным Министерства образования, 50% студентов, оканчивающих профильный педагогический вуз, или работают в других сферах, или уезжают из региона. Потому что в Волгограде учитель за свою работу получит 30 тысяч, а в Москве и Питере за ту же работу – в три раза больше. И пока это не будет приведено в норму, пока не будет единой системы оплаты труда педагога по всей стране, ничего не изменится. И жильём педагогов надо обеспечивать, хотя бы на уровне социального контракта, и льготами на проезд и на лечение в санаториях. Это должно быть в обязательном порядке. Хотя это далеко не всё. Хорошая программа «Земский учитель», но всё равно ведь мало кто едет в село, потому что там нет нормальной инфраструктуры, некуда пойти. Надо создавать инфраструктуру, развивать село. Всё тесно взаимосвязано. Но в первую очередь, конечно, кадры».

Комментарий
Психолог Марина Сауитбекова: «Думаю, что современную школу надо начинать перестраивать с отношения к учителям. Президент сказал на прошлой неделе, что из школьного обихода уберут слово «услуга», что пересмотрят зарплату учителям и будут поднимать престиж их профессии. И пусть это не останется только предвыборными обещаниями. Потому что именно на учителях держится вся система образования и, что ещё важнее, – воспитания. В психологии есть правило: счастливого человека может воспитать только счастливый человек. Потому что это передаётся не словами, а собственным примером, поведением, осознанием себя в мире. Можно ли назвать счастливым сегодняшнего учителя? Сомневаюсь. Если он будет работать на ставку, чтобы оставалось время на себя и на самообразование, то у него не хватит денег. А если работать на две-три ставки, то не хватит времени. Сегодня учитель – заложник системы, в которой все имеют свои права, кроме него. Ведь он оказывает услугу, а значит, вторая сторона – клиент, который что? Правильно: всегда прав».