«Не думал быть учителем». Волгоградский педагог о сельских школах и детях

В школу Судаков пришёл просто попробовать свои силы. И задержался на одиннадцать лет... © / предоставлено героем публикации.

Победителем областного конкурса «Учитель года» в этом году стал 35-летний Денис Судаков, преподаватель истории и обществознания Дуплятской школы имени В. А. Кумскова Новониколаевского района Волгоградской области. 

   
   

Вот что он рассказал о пути к победе, современных детях и своих авторитетах в педагогике.

«Мне просто повезло»

– Участвовать в конкурсе было сложно и интересно одновременно, – начинает разговор Денис Александрович. – Нас было 30 участников, соперничество оказалось довольно серьёзным, участвовало немало очень сильных педагогов. Считаю, победы достойны были многие, но мне просто повезло немного больше, чем остальным. 

Я делал упор на том, например, как построить с незнакомым классом диалог. Это очень тяжело, когда я не знаю учеников, а они меня, дети могли закрыться.  Но у меня получилось сделать так, чтобы дети мне поверили. Жюри это отметило.

– К сожалению, в школах и по сей день не так много мужчин. Как вы выбрали для себя этот путь?

– В педагогику я пришёл по примеру мамы. Она тоже в своё время окончила исторический факультет, занималась со мной. Решил пойти по этой проторённой колее. Когда поступил в педагогический университет, признаться, ещё не предполагал, что стану учителем. Думал: пойду, попробую, поучусь. А получилось так, что уже 11 лет в профессии, причём вернулся преподавать в свою родную школу. 

– А у вас не было мысли остаться в городе? Ведь сейчас единицы сельских ребят, получивших высшее образование, возвращаются на свою малую родину, и даже грантами их не заманить...

   
   

– Было спокойнее начинать работу учителем в своей школе, где были знакомые педагоги, где работает моя мама. Педагогический коллектив у нас небольшой, четырнадцать человек, но хороший, дружный, нет такого, чтобы мы разбивались по каким-то компаниям. Мы умеем радоваться друг за друга – так, когда я победил, все за меня искренне радовались. И ещё у нас принято помогать друг другу. В городах педколлективы намного больше, и отношения там куда сложнее. А у нас одна семья.

– Но именно малокомплектные сельские школы в последние годы находятся под ударом – их оптимизируют, укрупняют. Как вы считаете, есть ли смысл держать маленькую школу в селе или лучше возить детей учиться в районный центр, в более современное образовательное учреждение?

– Школа – это своего рода градообразующее предприятие. Если закрыть школу в селе, то оно умрёт. Поэтому если государство хочет, чтобы школы и деревни сохранялись, то школы закрывать ни в коем случае нельзя!

Если из села придётся возить куда-то детей на учёбу, то кто в нём вообще будет оставаться? Надо не только содержать школы, но и стараться организовывать интересный досуг для сельских ребят. Надо сохранять своё. 

«Главное – быть честным»

– Какие приоритеты для себя вы расставляете в преподавании?

– Важнее всего быть честным перед учениками.

Ещё я крайне редко повышаю голос. Не применяю такую методику – кричать на детей. Вместо этого пытаюсь понять, что за ребёнок передо мной, почему не слушается. В этом плане нам, мужчинам-педагогам, сложнее, чем женщинам: мы не можем поговорить с детьми о чём-то их личном. 

– Но тут ещё вопрос: а сам ребёнок захочет разговаривать? Педагоги в один голос жалуются, что дети сильно изменились, всё меньше уважают учителей, им даже замечание не сделать.  Вы с таким сталкиваетесь?

– Действительно, есть такое мнение, что дети стали меньше уважать учителей, что наша профессия потеряла престиж. Но в нашей сельской школе нет такого, чтобы дети хамили и т. п. Отношения у нас нормальные. Кстати, люди возраста моих родителей рассказывали, что такое вытворяли в школе, что сегодняшние дети на их фоне просто аленькие цветочки…

– А что бы вы изменили в школе? 

– У меня на конкурсных испытаниях был мастер-класс, посвящённый оценкам. Я считаю, что оценка вторична, куда важнее знание и воспитание ребёнка. А воспитание оценкой не измерить, и двойка не значит, что человек вырастет никуда не годным. Многие такие дети заканчивают школу, становятся успешными учёными и так далее.

Вообще, хорошо бы, если бы класса с девятого дети сами выбирали предметы, которые им интересны. А то мы с первого по одиннадцатый класс напрягаем ребёнка всеми подряд предметами. ЕГЭ-то он сдаёт не по всем. 

Народность и наглядность

– Широко известна фраза, что у нас страна с непредсказуемым прошлым. Как вы в таком случае строите преподавание истории?

– Это один из интереснейших предметов, но он действительно непростой. Например, поворотные моменты в жизни страны – революция, коллективизация, перестройка и т. д. – это всегда дискуссионные вопросы, по ним нет одной точки зрения. Да и белых пятен хватает. Поэтому я преподношу разные мнения, и мы пытаемся прийти к общему пониманию.

У человека должно быть развито критическое мышление. Объясняю ученикам, что не надо, услышав нечто, сразу принимать на веру. Нужно проверять, пользоваться различными источниками. Где-то дети ищут их сами, где-то с моей помощью. 

– Кого из педагогов вы считаете своим авторитетом?

– Этот год посвящён великому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому. В процессе подготовки конкурсов познакомился с его трудами и понял: то, что он писал 200  лет назад, актуально и сейчас. Его идеи мне очень близки. 

Например, идея народности. Суть в том, что образование должно исходить из наших эмоциональных потребностей. Да, было время, когда мы что-то старались копировать с Запада, но Ушинский когда ещё утверждал, что идея народности – это то, что нам близко. Он был уверен, что образование должно создаваться самим народом. И мы сейчас к этому возвращаемся, к национальной независимой системе образования. 

Также выдающийся педагог говорил, что в обучении важна наглядность. Я тоже считаю, что принцип наглядности – один из главных. Можно много чего рассказывать, но картинка у ребёнка связывается с определённой ассоциацией, и вот тогда знание закрепляется в голове. 

– Что в работе приносит вам наибольшее удовлетворение?

– Для меня нет учеников плохих и хороших. Да, кто-то больше успевает, кто-то меньше, но какими станут дети, зависит и от нас. Для меня важно осознавать – вот пришёл ребёнок, и я могу его выправить, сделать лучше. Я люблю своих учеников.