Научить машину видеть. Как подростки создают беспилотники

Ребята представят свой проект на международном фестивале в Москве. © / Олеся Ходунова / АиФ

Думаете, продвинутые научные проекты создаются только в Сколкове или других закрытых центрах, куда простому смертному не попасть? А вот и нет. Волгоградские школьники, посещающие «Кванториум» всего два месяца, уже сейчас работают над автомобилем, способным ездить без водителя.

   
   

Подружились с Питоном 

Небольшая модель машины, практически полностью идентичная обычному авто, имеет две специальные камеры. Одна из них распознает линию, по которой и следует. Вторая камера отвечает за узнавание дорожных знаков. 

«Мы разрабатываем эту машинку, чтобы поехать на международный фестиваль PROFEST, который состоится в марте в Москве, - рассказал член проектной группы 15-летний Павел Миронов. - В данный момент задача стоит перед нами следующая: создать имитацию складовщика - автомобильного средства, которое будет перемещаться по воображаемому складу и сортировать вещи. Подобные беспилотные машины используются, например, «Амазоном» на своих складах (да-да, в Германии именно так, ты заказываешь новый телефон, а приносит тебе его беспилотник! - Ред.). На фестивале же задание будет сложнее: нужно будет запрограммировать машину так, чтобы она распознавала знаки, светофоры и могла ездить по всем правилам дорожного движения». 

Проектная группа создала этот чудо-автомобиль всего за неделю. Конечно, впереди ещё много доработок и испытаний, но уровень подготовки ребят уже сегодня просто поражает.

«Лет пять назад мама отвела меня в кружок робототехники, так всё и началось, - продолжил Павел. - Когда открылся «Кванториум», я, конечно, решил записаться. Выяснилось, что здесь работают хорошо знакомые мне преподаватели политеха (ВолгГТУ). Юрий Игоревич, руководитель «Кванториума», предложил мне поучаствовать в проектной группе, потому как мой уровень выше многих ребят, которые только пришли заниматься».

Павел Миронов и Илья Даниленко в работе над беспилотником используют язык программирования питон.  Егор Беспавлов отвечает за техническую сторону проекта.

«Сегодня сделать двигатель и привод просто, а вот научить машину безошибочно определять объекты - задача высокого уровня. Над этим вопросом бьются лучшие умы страны, в том числе и в Сколкове», - пояснил серьезность проекта руководитель «Кванториума», кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Игорь Моисеев.    
   

Усталости - бой!

Беспилотные машины - не единственное, над чем работают ребята. Ещё один интересный проект посвящён безопасности на дорогах.

«Мы разрабатываем детектор усталости водителя за рулём, - объяснил Павел Миронов. - Это вещь, которая поможет избежать несчастных случаев на дороге. Благодаря специальной инфракрасной камере и определённым методам распознавания состояния человека (по зрачкам, температуре и цвету белков), прибор будет понимать, насколько водитель устал». 

По словам руководителя, у этого проекта большие перспективы, и не виртуальные, а реальные.
«Ребята сейчас дорабатывают прототип прибора. Как только он будет готов, мы внедрим его в автобусное производство и опробуем на реальных водителях. Власти Волгоградской области готовы оказывать нам поддержку. Если все испытания пройдут успешно, то уже есть завод, готовый заняться производством детекторов усталости», - рассказал Юрий Моисеев.

Инженеры нового формата - всесторонне развитые личности. Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

Картинка за три километра! 

«Кванториумы» призваны готовить инженерные кадры нового формата, когда производство будет построено не вокруг одного цеха, а вокруг прорывного проекта. А для этого инженеры должны обладать самыми разными компетенциями. 

«Наша задача сегодня - развивать не просто технические навыки, но и научить ребят адекватно общаться, работать в команде, разговаривать не только на языке программирования, но быть людьми, знающими историю, разбирающимися в культуре. Инженеры нового времени - это разносторонне развитые личности», - объяснил Моисеев.

Отдельное внимание отводится также и патриотическим проектам.

«Мы готовимся к 2 февраля. По задумке, у нас должен получиться анимационный фильм, который будет транслироваться на стене здания «Кванториума», - рассказал член проектной группы по направлению «IT» 15-летний Илья Титовский. - Уникальность нашей идеи в том, что можно будет транслировать не просто картинку, а настоящую 3D-анимацию. Кроме того, цветовая палитра будет немного другая, да и воспроизводить такой фильм можно будет на больших площадях, чем все привыкли.  Наш прибор позволяет  проецировать изображение на расстоянии 3 км».

Сначала ребята прорисовывают все детали анимации на компьютере, а уже потом «заливают» в 3D-проектор и выводят на стену.

«Думаю, у нас все получится, и 2 февраля жители города смогут наблюдать нашу анимацию, - воодушевлённо объяснил Илья. - Для меня работа над проектами в «Кванториуме» - возможность попробовать создать нечто новое. Ещё до прихода сюда я сам учил языки программирования, а теперь могу применять свои знания, делая что-то интересное и полезное. В будущем именно с программированием хочу связать свою жизнь».

Несмотря на то что «Кванториум» открылся только 13 декабря, ребята уже готовятся к областным, всероссийским и даже международным соревнованиям. Отличительной особенностью проектов волгоградских школьников является то, что все их идеи в дальнейшем могут действительно воплотиться в реальность, улучшить жизнь многих людей и принести пользу обществу. А пока остается пожелать им удачи, ведь впереди ещё так много работы.

Официально

Сергей Канищев, заместитель председателя комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области: Креативное мышление не приходит в 25 или 40 лет, оно формируется в детском возрасте. Поэтому так важно развивать с помощью технопарков у детей навыки инженерного творчества, полёта мысли. Гениальный детский ум способен выдать нестандартные решения, на которые не способны взрослые. Вспомним выставки юношеского и детского творчества в СССР. Их приезжали изучать из разных стран мира, в том числе и Японии. Представьте себе, у нас учились! Технологический прогресс является основой геополитики и национальной безопасности, и о «Кванториуме» можно говорить именно как о будущем страны. Во время обучения дети работают над созданием проекта, размышляют над решением реальной технологической проблемы. Их командное творчество непременно должно завершиться решением поставленной задачи. Таким образом, открытие «Кванториума» на волгоградской земле даёт ребятам с юных лет возможность включаться в проектную работу. Системе детского дополнительного образования в России 100 лет, и детский технопарк - одно из новых направлений. Помимо «Кванториума», у нас открылись два центра молодёжного информационного творчества (ЦМИТ): при ВолГУ и ВолгГТУ. Они также предлагают создание условий проектной работы. Особенность ЦМИТов в том, что школьники занимаются вместе со студентами. Один из недавних примеров успешной проектной деятельности - создание интерактивной карты ВолГУ. Это некий навигатор, который помогает новичкам ориентироваться на мало знакомой для них вузовской территории. 

Материал подготовлен в рамках проекта «Новый день»