Мораторий на изменения. К чему ведут реформы в российском образовании

Надежда Кузьмина / АиФ

Одним из пятерых россиян, получивших в этом году Звезду Героя Труда, стал волгоградский учитель математики Юрий ЛЕПЁХИН. Благодаря его собственной методике ни один ЕГЭ не обходится без «стобалльников», а в прошлом году «сотню» получили сразу шесть его учеников.    
   

Накануне экзаменационно-выпускной поры корреспондент «АиФ» - НП» встретился с народным учителем России и узнал, за что можно любить единый госэкзамен и как из обычного ученика воспитать гения.

Перемена для перемен

- Пожалуй, за последние десять лет ни одна сфера не пережила столько нововведений, сколько выпало на долю образования. Почему?

- Здесь не сразу видны провальные результаты - на это требуется несколько лет. Беда в том, что большинство нововведений не подкреплено научным анализом. Отмена, а теперь возвращение медалей - яркий пример поверхностного подхода. То же самое - с учебниками. Сейчас меняют комплект пособий, и из списка для общеобразовательных школ вычёркивается более тысячи наименований! А недавно многие учились по этим учебникам. Часто бывает, открываешь книгу - хороший автор, прекрасное пособие, но только для 1% учеников. А у нас этот учебник вводят для всех. И что делать остальным?

А ведь можно было сначала провести эксперимент и по его итогам принимать решение. У нас же всё меняют в спешном порядке. В результате реформ много, а качество образования падает. Сейчас первым делом нужно ввести мораторий на любые изменения и качественно оценить результаты уже сделанного. И только потом идти дальше.

- Когда заговорили об отмене ЕГЭ, многие восприняли это с радостью.

- А я выступаю за единый госэкзамен. На мой взгляд, каждый балл продуманно входит в систему оценивания учеников, и таким образом формируется объективная картина знаний выпускников. ЕГЭ предполагает не зубрёжку, а творческое овладение математикой. Неприятие этот способ проверки знаний вызывает тогда, когда вы привыкли к тому, что всё должно решаться само, легко, без каких-либо усилий с вашей стороны. Тогда для вас и обычный экзамен станет тяжелым испытанием. Поступая в Саратовский институт, я сдавал семь выпускных экзаменов в школе и ещё пять - в вузе. Это был стресс. ЕГЭ - стресс меньший, потому что ты уверен, что твои знания будут оценены объективно.

   
   

Делу - время, потехе - час

- Через шесть лет 75% российских школьников будут заняты в кружках и секциях. Этот показатель фигурирует в «Программе развития образования до 2020 года», которую приняли в апреле. Не перегрузит ли это детей?

ДОСЬЕ
Юрий Лепёхин родился в 1942 году в Саратовской области. Окончил Саратовский педагогический институт. После армии переехал в Волгоград и начал работу в МОУ СОШ № 78, где преподаёт математику и информатику уже 50 лет. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Почёта. Заслуженный учитель школы РФСФР и народный учитель России. 1 мая 2014 года Владимир Путин присвоил ему звание Героя Труда РФ.

- Для всех очевидно: чтобы ребёнок не болтался без дела, надо его чем-то увлечь. Я сам преподаю в центре дополнительного образования «Архимед», который организован для ребят, увлечённых точными науками. Кто может сказать, что такой центр - это плохо? Но с другой стороны, говорить о том, что вторая половина дня у школьника должна быть обязательно заполнена, - неправильно. Мы будем красть время ребёнка, которое он мог бы уделить углублённому изучению выбранного предмета. Я горжусь тем, что никто из моих учеников не пользуется услугами репетитора. Но знания - это напряженный труд. Нельзя подходить к обучению поверхностно.

Сейчас у меня есть возможность завести дачу, но я этого не делаю. Лето нужно мне, чтобы накопить новый багаж знаний и сделать подборки для уроков. Делу - время, а потехе - час. Не надо гонять детей, чтобы после уроков они бежали на секцию, а потом что-то лепили и мастерили. Лучше воспитайте в ребятах серьёзный подход к получению знаний.

Творческие способности ребёнка - это страшная сила. Её лишь надо направить в подходящее русло. А сделать это очень просто: нужно на каждого смотреть добрыми глазами. И от этой веры их стремление учиться только крепнет. Потому я порой объявляю им, что сегодня «буду ставить беспощадные пятёрки». Это значит, что любой из них за один урок может получить несколько высоких оценок. Дети такие занятия очень любят.

- Недавно я узнала, что в послевоенном Сталинграде вузы работали до полуночи. Люди успевали и работать, и восстанавливать город, и учиться. Возможно ли это сегодня?

- Тогда сталинградцы знали, что кроме них самих их дом никто не восстановит. Было огромное напряжение, через которое мы вынесли ту войну и все тяготы восстановления разрушенного города. Сейчас люди привыкли совершенно к иному порядку. И если проводить реформы, ставить планки тех лет, эти попытки провалятся. У нас и так не хватает часов на точные науки - математику, физику, химию, а от этого зависит национальная безопасность.

- Нехватка врачебных кадров в селе колоссальна - 30%. Многие связывают это с нежеланием молодёжи ехать в глубинку. Поедут ли на село ваши ученики?

- Давно пора вернуть систему распределения. Когда после вуза молодой специалист отрабатывал несколько лет в конкретном учреждении. Ведь есть же те, кто поступает по целевому набору. Почему бы не активизировать взаимосвязь предприятий и вузов? Тогда не будет и перекоса в специальностях.

- Современные дети, мне кажется, мечтают о том, чтобы иметь много денег. А не о том, чтобы стать, следуя вашему примеру, героями труда. Как изменить ситуацию?

- Увы, телевидение внушает нам культ наживы, стяжательства и лёгкого успеха. Создаётся впечатление, что не трудясь можно получить красивую жизнь. Мы привыкли ставить индивидуальное выше общественного. А необходимо, чтобы кроме слов «да» и «нет» в нашем обществе знали слово «надо». Тогда можно будет изменить сложившуюся ситуацию.

 

Смотрите также: