Детей, к которым нужен особый подход в обучении, становится в регионе с каждым годом все больше и больше. Многие из них воспитываются в неблагополучных семьях и особенно нуждаются в поддержке. Как в регионе решают проблему с их обучением, причем не только по предметам вроде математики и русского языка, а также самообслуживанию, как им помогают социализироваться и какие специалисты работают с ними, узнала редакция «АиФ»-НП».
10 центров на регион
«Поддержка материнства и детства является приоритетом долгосрочной стратегии региона, обозначенной губернатором. Именно с этой целью в области расширена сеть специализированных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. Региональный комитет образования, науки и молодежной политики в рамках межведомственного взаимодействия с облздравом и облкомсоцзащиты является участником программы по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями», - отмечают в пресс-службе областного комитета образования.
В Волгоградской области работает 10 специализированных ресурсных центров комплексного сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. «Большая часть из них - учреждения инклюзивного образования по различным типам ограничений, это: Волгоградский центр образования детей-инвалидов, Волгоградский областной центр психолого-медико-педагогической помощи, Волгоградская школа-интернат №1, Волгоградская школа-интернат №3, Волгоградская школа-интернат №6, Волгоградская школа-интернат №7, Волжская школа №1 и Михайловская школа-интернат», - отмечают в пресс-службе областного комитета образования.
На базе Волгоградской школы-интерната №5 работает ресурсный центр по организации комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра, а на базе Волгоградской школы-интерната № 4 – ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Активная социализация
Помощь коллегам
На базе школы-интерната проходят семинары и консультации для педагогов из муниципальных общеобразовательных школ, в которых в условиях инклюзивного образования обучаются дети с нарушениями интеллекта. «Мы сотрудничаем с Волгоградской государственной академией последипломного образования. В рамках курсовой подготовки педагоги получают теоретические знания, а потом приходят к нам и знакомятся с методами обучения детей с ментальными нарушениями, посещают открытые уроки, мастер-классы, коррекционно-развивающие занятия, на которых могут видеть, как на практике реализуется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом педагоги не просто наблюдают за процессом, а становятся его участниками, через интерактивные формы взаимодействия.», - поясняет Ирина Гайтукаева.
«Детям, испытывающим затруднения при обучении по основным общеобразовательным программам, в какой-то момент необходимо определиться с дальнейшим образовательным маршрутом и мы помогаем им – проводим специальную диагностику и даём рекомендации родителям», - отмечает директор.
Предпрофессиональная подготовка
В школе обучается 274 ребенка, здесь они могут даже ночевать. Не всегда это дети из неблагополучных семей, есть и дети из обычных, но требующих особого подхода из-за изменений в организме на генетическом уровне. «Вообще наша школа переполнена. Число детей с особыми образовательными потребностями растет с каждым годом. У нас уже скомплектовано три класса, которые будут обучаться в следующем учебном году. Это еще без учета «выпуска» специализированных детских садов. Детей, требующих особого подхода в обучении - очень много», - отмечает Павел Сорокин.
Оказывает школа и консультации и старается выступать как методический центр – здесь готовят материалы диагностического характера, проводят семинары, а также печатают для родителей и детей полезные буклеты, как, например, выбрать профессию.
Наряду с другими учреждениями Волгоградской области, школа- интернат принимала участие в получении федерального гранта, на средства которого приобрела компьютеры, МФУ, брошюраторы, веб-камеру, интерактивные доски, проекторы, оборудование для мастерских, специальные материалы и инструменты для работы.
Многие выпускники школы поле обучения живут полноценной жизнью, находят работу. Как правило, они трудятся в строительной сфере, швейных ателье, сфере обслуживания.
Мнение экспертов
Психолог Наталья Орешкина: «Перед тем, как пойти в школу, дети проходят комиссию, на которой их обследуют и психолог, и психиатр в том числе. Если они видят у ребенка какие-либо отклонения, то могут посоветовать отдать его в специальную, коррекционную школу. Но эти советы носят рекомендательный характер, в конечном итоге решать родителям. Если ребенок с ОВЗ и школа реализует соответствующие программы, то тогда, он в теории может в ней обучаться, но если таких программ нет, то ребенку будет сложно. Некоторые родители не принимают заболевания своих детей и отдают в обычную школу. В итоге ребенок страдает, не поспевает за всеми. Вместо того, чтобы оказывать ему помощь, его вгоняют в стресс. Хорошо, когда родители адекватно оценивают ситуацию и отдают детей в школы, где есть не просто программы по обучению детей-инвалидов, а школы со специальными ресурсными центрами.
Кстати, в лицее №8 есть программы дистанционного обучения, хоть там и нет ресурсного центра. В нем работают специально обученные психологи, которые занимаются с детьми. Не все школы могут себе позволить подобное обучение. Для этого необходимо специальное оборудование, плюс, в школах есть кадровый голод. Хорошие психологи, дефектологи и логопеды на вес золота.
Психолог в обычной школе – это совсем другой психолог, нежели в ресурсном центре. Университеты каждый год выпускают множество специалистов, но все они заточены на работу с обычными детьми, а не с детьми-инвалидами с серьезными расстройствами психики».
Елена Лапп, председатель Волгоградской региональной общественной организации «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов»: «К сожалению, не все психологи при школах имеют базовое дефектологическое образование. Мы помогаем специалистам получить его, к примеру, обучаем работе с детьми с нарушением слуха и не только. Занимается подобным образованием и ВГСПУ.
На практике психологам-выпускникам вузов без дефектологического образования очень сложно. Они пытаются работать с детьми-инвалидами как с обычными детьми. Тяжело педагогу массовой школы работать в инклюзивном классе, организовать в нем процесс обучения, управлять детьми. Еще сложнее педагогу в специальной школе. Ресурсные центры должны быть островками, на которых педагоги будут делиться с коллегами опытом.