Этот год стал переломным не только для нашей страны, но, по всему ясно, испытания не закончились. К чему готовиться в наступающем 2021-м, «АиФ»-НП» узнавал у экспертов из разных сфер общественной, политической, экономической жизни.
Медицина: остановить отток кадров
Член общественного совета при комитете здравоохранения Волгоградской области Андрей Солодовников:
– В этом году каждый из нас осознал всю важность сферы медицины. В этой связи радует то, как изменилось отношение к людям в белых халатах. Одновременно обострились и многие проблемы сферы здравоохранения, причём складывается впечатление, что пока никто не знает: что же делать дальше? Как реформировать систему? Думаю, в будущем году мы должны получить ответ на этот вопрос.
Ещё один вопрос, который надо решать безотлагательно – это кадровый дефицит как врачей, так и среднего медперсонала. Он и раньше был, но в пандемию это стало ещё актуальнее. Часть медиков уехала в столицу, так как там им предлагают такие условия, которых не в силах предложить на местах. Возможно, в этой связи стоит пересмотреть практику целевого набора в медвузы в плане увеличения бюджетных мест. Тогда после окончания учебного заведения выпускник должен отработать какой-то период на определённом месте. Иначе мы вновь столкнёмся с ситуацией 2015 года, когда в государственную систему волгоградского здравоохранения не пришёл ни один выпускник.
Хочу пожелать и медработникам, и всем нам здоровья. Это самое главное!
Экономика: кредиты будут доступны
Профессор ВолгГТУ, д. э. н. Игорь Бельских:
– Думаю, налоговая нагрузка на реальный сектор экономики, бизнес в новом году будет только расти. При этом самое неожиданное, на мой взгляд, новшество 2021 года в том, что обеспеченные люди будут платить больше не только с вкладов. По всем видам доходов, будь то зарплата, доходы от ценных бумаг и так далее, НДФЛ придётся платить по ставке 15% (если доходы свыше 5 млн руб. в год). Соответственно, люди обеспеченные теперь будут искать способы ухода от налогового контроля.
Продолжится и усиление маркировочного контроля.Под обязательную маркировку с 2021 г. попадает одежда, шины, парфюм, молочная продукция и др. , потому цены на эти товары вырастут на 5-12%. В то же время рост цен на отдельные товары будет продолжаться при заявленном Банком России низком уровне инфляции. Это лишь благо с той точки зрения, что кредитные ресурсы для бизнеса и граждан будут по-прежнему относительно доступны.
Хорошая новость, что даже при самом пессимистичном сценарии развития пандемии в конце 2021 года мировая экономика начнёт дышать более свободно, эпидемия пойдёт на спад. Думаю, в сфере внешнеэкономической деятельности, транспорта, туризма, международных инвестпроектов можно ждать оживления.
Новость похуже – в марте-июне 2021 г. нефть Ирана ожидаемо выйдет на рынок, и что будет с нами при ценах на нефть в 20 долларов? Это главный вопрос.
Общество: оказалось, мы нужны друг другу
Президент Центра гражданского образования Инна Прихожан:
– Минувший год показал, что именно сейчас начался XXI век – не по календарю, а фактически. Мы все столкнулись с таким букетом проблем, с такой новой действительностью, где старые решения – экономические, социальные, технологические – не работают. Эти перемены зрели давно, ковид их только подхлестнул.
Уверена, что 2021 год будет не из простых, причём это коснётся всех, вне зависимости от положения в обществе. Уйдёт мишура, рассеются иллюзии, и каждый столкнётся с жёсткими жизненными условиями, когда надо собрать все силы и сосредоточиться на главном, отбросив всё наносное. Устоят только те структуры, которые хорошо управляются и где смогут трезво оценить ситуацию.
Не исключаю и усиления общественного недовольства. Его градус и так уже высок – вспомните хотя бы, какие страсти кипели в Волгоградской области по поводу перевода стрелок, они и сейчас не утихли. А сколько негатива в соцсетях выливается по отношению к любым, казалось бы, даже вполне положительным движениям! Это не потому, что люди злые, а потому, что общество чувствует необходимость перемен.
Негатив, который мы видим, во многом – это отражение уровня доверия к власти и друг к другу. А что такое власть для обычного человека? С президентом, министрами он никогда не беседует и не встречается, а вот с местными чиновниками сталкивается повседневно, когда обращается к ним со своей проблемой. И какое отношение он там встретит, такие выводы и сделает.
В будущем году куда большее значение, чем ранее, будут иметь дружеская поддержка, человеческие связи. В 2021-м мы отчетливо поймём, насколько действительно нужны друг другу. Суровые условия нас сблизят, заставят уменьшить требования к другим и повысить к себе. Общество ждёт грозовое очищение, когда после серьёзных катаклизмов обнажается всё самое важное.
Образование: только не дистант!
Народный учитель РФ, Герой Труда Юрий Лепехин:
– Главное – хочется надеяться, что у нас не повторится дистанционное обучение. Потому что «дистанционка» – это ужас. Когда ученик сидит перед тобой, есть возможность его как-то увлечь, заразить, показать на примерах и проч. А самообразование – это же чудовищно трудно, и на это способны единицы. Ведь это же не час и не два раз в неделю заняться чем-то интересным для собственного образования, это по семь-девять часов каждый день! И могу точно сказать, что больше половины времени, когда мы работали дистанционно, потрачено впустую, это потерянное время.
В связи с происходящими в мире событиями и опасениями президента, которые он недавно высказал относительно будущей войны с искусственным интеллектом, надеюсь, что больше внимания станут уделять в школе такому предмету, как информатика. Ведь именно знание её основ сможет помочь выиграть эту битву.
Бизнес: новые возможности
Предприниматель Анатолий Тулаев:
– Понятно, что пандемия так или иначе коснулась всех предпринимателей, примерно 90% серьёзно пострадали. Но в то же время любой кризис – это и период новых возможностей.
Те коллеги-предприниматели, которые смогли переориентироваться, открыли новые направления. Сейчас предстоит улучшать маркетинг – многие конкуренты уходят с рынка, и нужно всё сделать для того, чтобы выделиться из оставшихся.
Конечно, хотелось бы, чтобы правительство продолжало поддерживать мелкий и средний бизнес. Да, сделано немало, и многие предприниматели смогли воспользоваться мерами поддержки, но спорным остаётся вопрос пострадавших и непострадавших отраслей. Моё мнение — так или иначе пострадали все. Моратории, объявленные Мишустиным, помогают, но хотелось бы ещё заморозки по налогам, особенно по зарплатным, потому что есть предприниматели, которые зарабатывают по 50-60 тысяч, и им особенно тяжело.
О «расцвете» села и сквозняках тревоги
В последние годы сельское хозяйство стало давать больше экспортной выручки, чем продажа оружия, но проблем у крестьян меньше не становится. Что ждёт село в наступающем году?
«К сожалению, всё идёт к тому, что для нашего крестьянства 2021-й скорее будет хуже, чем год уходящий, – рассуждает глава КФХ, публицист Андрей Прошаков. – Сквозняк тревоги просочится даже в стан немногочисленных титульных фермеров и агрохолдингов, прежде обласканных властью и постоянными бюджетными, льготными кредитными вливаниями в обмен на ответную сверхлояльность. Из-за трудностей с бюджетом, с госпрограммами такие элементы «глянцевого фасада» АПК заметно поблекнут.
Про рядовых крестьян, фермеров и вовсе молчу – им и так непросто жилось последние годы из-за меняющихся законов, правил налогообложения, скачков цен. А сейчас могут наступить и вовсе сложные времена. Меняется климат, засухи стали беспощаднее. Падает покупательная способность жителей.
По поводу роста цен скажу: на мой взгляд, ошибка власти в том, что в начале санкций ключевые вопросы продовольственной безопасности поручили представителям международных агрохолдингов, финансовых структур. В итоге мы имеем сегодня не процветающее сельское хозяйство, а перекос повсюду. 70% земельного фонда в руках у крупных международных и столичных агрохолдингов, которые равнодушны к развитию села.
Год назад в разговоре с президентом Владимиром Путиным на одной из общественных площадок я предложил: «Дайте возможность развивать для малых производителей систему муниципальных контрактов и заказов, чтобы продукция от крестьянских хозяйств, ЛПХ поступала в больницы, школы и т. п.». Но, к сожалению, на практике реализуется нечто противоположное – продолжается сверхконцентрация, монополизация агробизнеса в руках горстки предпринимателей.
Сейчас много говорят о необходимости развития социальной базы села. А где реальные дела? В моём родном хуторе нет аптеки, ФАПа... Дождутся ли селяне когда-нибудь того, что им обещают власти?»