Правила 11.11 и «Черной пятницы». Как не разочароваться в распродажах

Ноябрь – месяц, когда продавцы привлекают покупателей невероятными скидками. На него приходится сразу три события, которые заставляют людей тратить больше обычного, надеясь сэкономить – это Всемирный день шопинга, «Черная пятница» и «Киберпонедельник». Сколько намерены потратить в эти дни волгоградцы, планируют ли они вообще участвовать в распродажах и как делать это, чтобы не осталось горького послевкусия, выяснял vlg.aif.ru.

   
   

В чём разница?

«Черная пятница» появилась намного раньше Всемирного дня шопинга, который чаще называют короче – 11.11. Первое событие связано с Днем благодарения в США – в следующий после него последний рабочий день недели распродажи устраивались еще в XIX веке. Первый следующий «Черной пятницей» рабочий день назвали «Киберпонедельником» – считается, что в этот день «белые воротнички» по инерции продолжают покупки уже из офиса, чем и воспользовались маркетологи.

Распродажа, которая проводится 11 ноября, зародилась в Китае в 2009 году. На это число здесь приходится День холостяка. Его популярностью воспользовался Джек Мо, известный как основатель портала AliExpress. Его инициативу быстро подхватили другие компании, теперь в эту дату отмечают Всемирный день шопинга. Чтобы понять его размах, достаточно сказать, что в 2013 году его празднование принесло китайской компании Alibaba Group, на интернет-площадке которой все начиналось, 5,8 млрд долларов США.

Обычно «Черная пятница» проводится в период с 23 по 29 ноября, в 2022 году это 24-26 ноября. Но некоторые продавцы объявили скидки заранее. Российские магазины впервые присоединились к масштабным распродажам в 2013 году, с тех пор в ноябре можно купить понравившиеся товары со скидкой в 20-70% ежегодно. Но иногда продавцы прибегают к некоторым хитростям. Например, резко поднимают цены в сентябре и октябре, чтобы возвращение к прежней стоимости товаров выглядело как скидка.

Молодые да доверчивые

Возможно, эта и другие хитрости стали причиной того, что волгоградцы все реже верят в честное снижение цен в дни «Черной пятницы». В том, что на самом деле они не снижаются, уверены двое их троих жителей города, которые стали участниками опроса SuperJob. «Продавцы просто перерисовывают ценники», – подозревают они. Из всех опрошенных в стране в честное снижение цен верят 13%, за обман покупателей высказались 67%. Из года в год первый показатель падает, а второй растет.

Чаще на уловки продавцов «клюют» молодые – респондентов до 24-х лет, которые считают, что в дни ноябрьской распродажи можно приобрести товары дешевле, – 35%, притом, что из более старшего поколения – от 45 лет – такого мнения придерживаются только 10%. Сэкономить чаще надеются те, чьи доходы меньше 30 тыс. рублей, чем волгоградцы с зарплатой больше 50 тыс. рублей – 23% против 16%.

В целом семь из 10 волгоградцев вообще не планируют ни отмечать Всемирный день шопинга, ни участвовать в «Черной пятнице. Делать покупки в эти дни собирается только каждый десятый из опрошенных. Это меньше чем в среднем по России: показатель по стране – 28%. Планируемый средний чек в Волгограде – 11,2 тыс. рублей, в среднем по стране – 11,5 тыс. рублей. В 2021 году сумма составляла 18,5 тыс. рублей.

   
   

Чаще всего, по данным SuperJob, россияне планируют покупать одежду – в этом признались почти треть опрошенных. На втором месте по популярности бытовая техника и электроника с отрывом почти вполовину – 16%, далее идут гаджеты и девайсы – 8%, столько же респондентов высказались за косметику По 7% пойдут в эти дни за обувью и товарами для дома, 5% – за товарами для детей, по 3% – за продуктами и мебелью.

Азартный шопинг

Впрочем, цифры еще могут измениться, считают аналитики Ozon – каждый пятый волгоградец склонен к спонтанным покупкам и получает от них удовольствие. Столько же из опрошенных признались, что всегда оставляют на распродажах больше денег, чем планировали. Нередко это пол зарплаты.

Каждый седьмой респондент подтвердил, что до этого года ни разу не пропускал ноябрьских распродаж, где можно купить много и сразу. А 15% поделились – на ноябрь они специально планируют крупные покупки. Откладывают до этого месяца приобретение давно желанных товаров больше трети волгоградцев.

Четверть покупателей при этом пытаются не выходить за заранее намеченную сумму. Но каждый десятый признается – ограничения работают плохо, не поддаться распродажному ажиотажу не удается. Поэтому 12% опрошенных даже не пытаются устанавливать для себя ограничения – все равно они не сработают, только испортят удовольствие от покупок. Больше половины волгоградцев при этом смотрят прежде всего на цену, 27% задумываются о качестве, а 12% привлекает на распродажи интересный ассортимент.

Аналитики Ozon делятся – ноябрьские распродажи 2021 года привели на платформу больше 700 тыс. новых покупателей. Каждый пятый участник акции 11.11 вернулся, чтобы сделать покупки в «Черную пятницу». При этом 3% покупателей оставляют в эти дни в интернет-магазине всю месячную зарплату за раз.

Не прогадай!

Чтобы послевкусием после ноябрьских распродаж не стало горькое разочарование и сожаление, специалисты советуют воспользоваться некоторыми правилами.

Если ваша цель – получить удовольствие от случайных покупок, можете пролистать этот совет. Для остальных важно составить хотя бы примерный список покупок. Это позволит вам заранее проследить колебание цен, и если в предыдущие два-три месяца продавец увеличит их стоимость, вы сможете трезво оценить – стоит ли покупать вещь или подождать, пока пляска цен прекратится.

Если к началу акции вы определились с покупками, не откладывайте их, делайте в первые часы после старта. Что касается «Черной пятницы», это – 00.00 24 ноября. Позже желанного товара может просто не оказаться в продаже. Но при спешке не забудьте убедиться в качестве покупки: продать «под горячую руку» залежавшийся товар – еще одна из хитростей продавцов.

Если вы пользуетесь доставкой, уточняйте ее цену. В эти дни она может существенно подрасти. И расплачивайтесь банковской картой с кэшбеком – вернуть часть потраченных на распродаже денег будет вдвойне приятно.