Дочери читательницы «АиФ-Волгоград» Зинаиды Сергеевны исполнилось 15 лет, девушка стала активно просить оформить ей банковскую карту. У самой женщины есть только зарплатная, давать её дочке в пользование она опасается, да и сама пользуется «пластиком» неохотно – снимает наличные в день перечисления средств работодателем, и всё. Мы решили помочь волгоградке и обратились к экспертам, чтобы узнать о преимуществах и возможностях банковских карт, обязанностях банков и правах держателей.
«Банковская карта – современный удобный инструмент дистанционного доступа к счёту, с помощью которого можно совершать операции, не посещая офис банка. Банк-эмитент, то есть банк, выпускающий платёжную карту, делает это на основании договора, - поясняет заместитель управляющего отделением по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации Алексей Носенко. - Часто такой договор заключается при подписании клиентом заявления на выдачу банковской карты. Подобный способ соответствует законодательству. Он называется «заключение договора посредством публичной оферты», и, подписывая заявление, клиент подтверждает, что ознакомился с тарифами и многочисленными внутренними положениями банка, регулирующими условия выпуска и обслуживания карт. Поэтому прежде чем подписывать договор, необходимо внимательно с ним ознакомиться».
Информационная поддержка держателей банковских карт
Не многие знают о том, что Федеральным законом «О национальной платёжной системе» установлены права и обязанности держателей карт, а также обязанности банка-эмитента. В частности, банк обязан информировать клиента о совершении каждой операции по карте, например, рассылкой SMS-уведомлений, направлением выписок по счёту на адрес электронной почты или при обращении в офис. Удобный способ информирования может выбирать держатель «пластика». Стоит учитывать, что за услугу «SMS-информирование», как правило, взимается ежемесячная оплата по тарифам банка. Тем не менее экономить на ней не стоит, это дополнительная защита для денег клиента и возможность оперативно принять меры при возникновении непредвиденных ситуаций.
А если ситуация возникла?
При подозрении на списание денежных средств с карты без вашего согласия необходимо сразу же сообщить об этом банку по телефону службы поддержки клиентов, а затем приехав в офис и написав заявление. Сделать это нужно не позднее дня, следующего за днём получения уведомления об операции. Банк-эмитент должен возместить сумму такой операции, если не докажет, что правила использования карты были вами нарушены. Следует знать, что банк-эмитент не должен возвращать деньги, списанные без согласия держателя при использовании неперсонифицированного электронного средства платежа, например, не именной предоплаченной карты или анонимного «электронного кошелька».
В случае, если банкомат «проглотил» карту, не стоит давить на все кнопки подряд, а необходимо сразу же позвонить на «горячую линию» банка – её номер, как правило, указан на банкомате, и заблокировать «пластик». Специалисты банка подскажут, как действовать дальше.
Также следует поступить при утере карты.
Для чего нужна допкарта?
Держатель платёжной карты может разрешить пользоваться своими деньгами на банковском счёте другим лицам, например, кому-то из членов семьи. Для этого нужно обратиться в банк и выпустить дополнительную карту. Таким образом к вашему счёту будут «привязаны» несколько карт. При этом срок действия дополнительной будет таким же, как и основной. На расходные операции по дополнительной карте можно установить лимит и смс-уведомление на номер основного владельца. За выпуск и обслуживание допкарты могут взиматься комиссии. Ответственность за операции по дополнительной карте также несёт держатель основной.
Кредитка, овердрафт и лимиты
Помимо дебетовых карт, которые дают возможность распоряжаться лишь собственными средствами, банки выпускают ещё и кредитные карты.
«Оформляя кредитную карту, банк даёт право распоряжаться заёмными деньгами на условиях, предусмотренных кредитным договором. Все операции по «кредитке» совершаются за счёт предоставленного кредитного лимита. Его банк определяет самостоятельно, исходя из платёжеспособности клиента, - отмечает финансовый эксперт Алексей Носенко. – Играет роль и «кредитная» история».
Существуют также расчётные карты с лимитом овердрафта. Как правило, это зарплатные карты. Информация об овердрафте прописывается в договоре на выпуск карты. Овердрафт – определённая сумма, которую банк предоставляет владельцу карты помимо его собственных средств под проценты на небольшой промежуток времени. То есть, используя такую карту, держатель распоряжается собственными деньгами на банковском счёте, а в случае их недостаточности может «уйти в минус» - воспользоваться средствами банка в пределах установленного ему лимита овердрафта, который нужно будет восполнить при следующем поступлении денег. При использовании карты с овердрафтом стоит быть внимательными при проверке баланса счёта, чтобы не перепутать собственные средства и деньги банка.
Зинаиде Сергеевне эксперты посоветовали помимо своей основной карты получить дополнительную карту для дочери и ограничить лимит использования определённой суммой, обязательно подключив смс-уведомление.
Остались вопросы? На них ответят журналисты «АиФ»-НП» и эксперты проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Пишите на e-mail: aif_office@mail.ru (в теме письма укажите «Финансовая грамотность / название публикации»)
Звоните: +7 (8442) 781-667 ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 9.00 до 18.00.
Необходимые подробности: https://вашифинансы.рф и https://fingram34.ru
Больше ответов на самые важные вопросы о деньгах ищите в спецпроекте «Финансовая грамотность. Аргументы и факты».