Ценник на бензин. Из чего складывается стоимость моторного топлива

Стоимость топлива складывается из многих факторов, и нефть играет в них далеко не первую роль. © / Пресс-служба компании «Лукойл»

Приехав на АЗС и увидев бензиново-дизельные ценники, редкий водитель удержится от неудовольствия. Сама собой приходит в голову мысль о неумеренных аппетитах нефтяников. 

   
   

Однако при этом мало кто вспоминает, что нефтяные компании являются крупнейшими налогоплательщиками России, что они создали в стране сотни тысяч рабочих мест, что платят сотрудникам зарплаты и предоставляют социальные гарантии. Да и с ценами на нефтепродукты всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. Из чего же они складываются?

Откуда что берётся

«Горячую линию» ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» периодически атакуют одним и тем же вопросом: цены на нефть упали, а на бензин растут - как понимать? Вот в Америке с падением цен на нефть бензиновые цены падают. Неужели нефтяные компании США ведут более честную политику по отношению к потребителям?

Давайте разберёмся.

Нефть может стоить дороже или дешевле, но само по себе это обстоятельство ещё мало что решает. «В цене одного литра топлива - 7 - 10% стоимости нефти», - констатирует известный эксперт Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза. И только. Как складывается структура себестоимости нефтепродуктов в целом? В нашей стране она выглядит следующим образом. 

Примерно 55 - 60% стоимости литра бензина - это прямые и косвенные налоги: НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акциз на продукты нефтепереработки и другие. Более 35 процентов составляют расходы на производство топлива и логистику. На прибыль АЗС остаётся лишь 5 - 9%. Положа руку на сердце, кто скажет, что это много?

Налоговая нагрузка на нефтяные компании растёт, и это обстоятельство не может не сказаться на ценниках заправочных станций. Вспомним, что совсем недавно, с 1 апреля нынешнего года, поправками в Налоговый кодекс РФ акцизы на автомобильный бензин были повышены примерно на 2 рубля на литр. (Акциз же, напомним, - это косвенный налог, всегда оплачиваемый потребителем.) Вот и получается, что у нас стоимость «чёрного золота» сказывается на цене конечного продукта лишь в небольшой степени. Факты - вещь упрямая.

   
   

В пересчёте на рубли 

А что же Америка? Почему у них бензин дешевле?

Ну, во-первых, не дешевле. Если считать в долларовом эквиваленте, то розничные цены на бензин в США в 1,5 раза выше, чем в России.

Во-вторых (и это главное), всё опять-таки упирается в структуру себестоимости. В США в цене бензина львиную долю (более 70%!) занимает как раз стоимость сырья. Налоги же - всего 12%. Например, у нас действует налогообложение на добычу полезных ископаемых, а в Америке не облагают налогом ни добычу нефти, ни её переработку, снижая тем самым себестоимость готовой продукции. При такой схеме удешевление сырья автоматически ведёт к удешевлению нефтепродуктов.

В то же время сравнивать розничные цены в России и США было бы неправильно. Более корректным является сравнение российского и европейского рынков. Страны Европы нам ближе и географически, и с точки зрения политики пополнения бюджета за счёт продажи топлива. Так вот, аналог нашего бензина АИ-95 в Германии стоит (в пересчёте с евро на рубли) 95,5 руб. за литр, а во Франции - 97,8 руб. Интересно, что самый высокий уровень цен демонстрируют именно нефтедобывающие страны Европы: Великобритания - 100,9 руб. за литр, Норвегия - 113,2 руб.

И рады бы снизить…

Можно возразить, что в развитых странах, о которых шла речь, уровень зарплат и жизни в целом существенно выше, чем у нас, и немецкие или норвежские водители могут позволить себе покупать дорогой бензин. А для нас и этот дороговат.

В общем-то, справедливо. Однако мы уже могли убедиться, что в данном случае претензии в адрес нефтяников - не по адресу. Компании рады бы снизить цены на топливо. Например, предприятию, которое располагает тремястами АЗС в шести российских регионах, выгоднее брать оборотом - продавать больше относительно дешёвого бензина, чем дорогого, но меньше. Однако по экономическим причинам российские нефтяные компании позволить себе этого не могут. Их прибыль и без того заметно ниже американских, что хорошо видно из публичной отчётности.

В принципе добиться снижения цен на нефтепродукты достаточно легко. Для этого надо лишь уменьшить налоговое бремя на нефтяной бизнес. Однако в результате неминуемо пострадает бюджет страны, что, разумеется, недопустимо. 

Конечную стоимость моторного топлива и её динамику всегда определяет государство, исходя из целого ряда соображений. В нашем случае соображения очевидны: падение цен на нефть вызвало бюджетный дефицит, который нужно сокращать. Апрельское повышение акцизов на нефтепродукты, по расчётам Минфина, позволит привлечь в этом году дополнительные 75 млрд руб. А это зарплаты бюджетников, поддержка пенсионеров, содержание больниц, школ, культурно-спортивных объектов…

Улыбка в дорогу

И всё-таки было бы неправильно рассматривать цены на топливо в отрыве от других, весьма существенных обстоятельств. На предприятии «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» справедливо считают, что относительно высокая стоимость бензина или дизельного топлива в немалой мере компенсируется безукоризненным качеством топлива и сервиса на его АЗС.

Например, прекрасно зарекомендовал себя лукойловский бензин «Экто». Он повышает эффективность работы двигателя, обеспечивает чистоту и защиту топливной системы от нагара и коррозии, увеличивает мощность двигателя и динамику разгона. Не случайно «Экто Plus» заслужил признание таких гигантов автомобилестроения, как PORSCHE и BMW.

Отдельная тема - автозаправочные станции.  «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» активно реконструирует свои АЗС, доводя их до европейского уровня. По словам Алексея Махнева, генерального директора предприятия, здесь во главу угла ставится клиентоориентированный бизнес во всех его проявлениях. А значит, приехав за топливом, водитель может одновременно сделать на АЗС покупки, выпить кофе, перекусить в просторном и удобном торговом зале. И непременно получит в дорогу добрые пожелания и улыбку. 

Стоимость бензина Фото: Пресс-служба компании «Лукойл»

Социальная ответственность

Семён Глозман, представитель президента ПАО «ЛУКОЙЛ» в регионах Центрального и Южного федеральных округов, Поволжья: 

- Бизнес нашей компании является социально ответственным: налоги, рабочие места и достойные зарплаты - всё это обеспечивает «ЛУКОЙЛ». Нельзя не упомянуть и о благотворительной программе лукойловских предприятий в регионах деятельности. Несмотря на экономически сложное время, тот же «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» ежегодно оказывает многомиллионную благотворительную помощь. 

В нынешнем году компания отмечает своё 25-летие. Юбилею посвящён очередной, 12-й по счёту конкурс социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» в Волгоградской области. Его организаторами в регионе выступают АО «РИТЭК», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго». Как председатель конкурсной комиссии приглашаю к участию волгоградские общественные и муниципальные организации. С положением о конкурсе можно ознакомиться на сайте предприятия «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт» в разделе «Социальная политика». 

Заявки принимаются до 1 августа, подведение итогов планируется ко Дню нефтяника. Авторы лучших проектов получат солидные гранты для реализации своих идей! 

Смотрите также: