Всё время говорят о промышленности региона в новых условиях. А Как повлияла сегодняшняя ситуация в России на малый и средний бизнес и как ему теперь развиваться?
О. Турин, Волгоград
Тему, поднятую читателем, мы обсудили с волгоградским предпринимателем и бизнес-консультантом Григорием Евдокимовым.
Как достучаться до мэра?
– Григорий Павлович, не первый год вы живёте и работаете на два города – Волгоград и Омск. Во многих рейтингах эти два города-миллионника фигурируют как наиболее депрессивные, отстающие от других мегаполисов страны. Согласны с подобной оценкой?
Местные власти в последние годы не устраивали глобальных транспортных реформ, не внедряли новые транспортные схемы. При этом весь городской транспорт развит, маршруток на улицах много, но к ним чиновники не относятся как к нежелательным изгоям. Здесь всё решает свободная конкуренция и востребованность маршрутов у горожан.
– А в чём проблема Волгограда?
– В Волгограде просматривается отдельная активность бизнеса, есть успешно работающие предприятия промышленности. Но единичные точки роста пока не выглядят как поступательное развитие всего города. Что самое досадное – в городе-герое, да и регионе в целом так и не налажено устойчивого диалога власти и бизнеса. И не только бизнеса. В Омске о плохих дорогах, мусоре во дворах люди сообщают в личку мэра в соцсетях, ожидая быстрой реакции от муниципалитета. Если проблема рангом повыше – транспорт, ЖКХ, – есть механизмы быстрой обратной связи с главой администрации области или его помощниками. Всё это вовсе не аналог ЦУР или ведомственных прямых линий волгоградских властей, куда порой не дозвониться, а если можно дозвониться, то не удаётся быстро решить волнующую проблему.
– В чём преимущества нашего региона?
– Они лежат, на мой взгляд, в сфере значительного потенциала транспортной логистики, а также турбизнеса, индустрии отдыха, природно-климатической привлекательности. Если подтянуть инфраструктуру индустрии отдыха и качество мест размещения, волгоградцы здорово могут на этом выиграть. Но пока даже с Урала и Западной Сибири добраться быстро и недорого в Волгоград проблематично. Прямых авиарейсов мало, они редкие, поезда дорогие и долгие. Ещё удивительнее – из Омска авиабилет в столицу заметно дешевле, чем из Москвы до Волгограда при куда меньшем расстоянии между этими городами.
Без общепита не останемся?
– Вы много лет посвятили ресторанному бизнесу. Приостановка в российских городах работы международных сетей общепита – это существенная проблема?
– Это, скорее, частный случай, провала в общепите от этого не случится. Другое дело, что сети подобного уровня – пример чётко и грамотно выстроенного системного бизнеса, к стандартам работы которого следует стремиться.
– Вы как предприниматель ощущаете сейчас поддержку со стороны государства?
– Широко пропиаренная правительством система кредитных каникул, моратория на плановые проверки и другое – это хорошо, но сейчас время принятия не только системных, но и быстрых адресных, точечных решений по каждому конкретно взятому бизнесу, если он оказался на грани закрытия или разорения по объективным причинам.
И тем более сложно сразу перестроить сознание чиновников на местах, которые последние годы только и делали, что принимали решения, прямо ухудшающие работу бизнеса. Вспомните волгоградскую практику – повсеместный снос киосков, ликвидация рынков, отсутствие допуска мелкого бизнеса к госзакупкам и госконтрактам.
Даже сейчас, когда в правительстве заговорили о развитии МСП, чиновники на местах не спешат снимать ограничения с малого бизнеса и создавать ему условия для развития.
Почему закрывают местные сети?
– В Волгограде сегодня активно обсуждают и постепенное закрытие местных торговых сетей – «Мана», «Радежа». Такой финал случаен или закономерен?
– Глобализация, укрупнение ритейла – тенденция общая, она выражена по всей стране. Тем более неподалёку от Волгограда расположен Краснодарский край – родина крупнейшей на юге страны сети «Магнит». В такой ситуации местные магазины и региональные сети должны ориентироваться на несколько иной формат работы, чем сетевой ритейл, поскольку конкурировать с федеральными сетями они полноценно уже не смогут. Но можно переориентироваться на нишу магазинов шаговой доступности, реализацию востребованных местных товаров, скажем, фермерских овощей, мяса, рыбы, местной лёгкой промышленности и т. п.
– Полагаете, нынешние экономические трудности надолго?
– Да, нынешняя ситуация болезненная, но, уверен, через год-два рынок отыграет и станет не просто докризисным, но и куда интереснее, насыщеннее. Даже с разрушительными последствиями дефолта 2008 года более слабая тогда экономика России справилась за год. Куда опаснее не те процессы, что сейчас происходят вокруг нас, а разрушительные процессы внутри нашего сознания. Нельзя допустить, чтобы нами овладела паника, уныние, ощущение утерянных перспектив. Сейчас лучшее время для профессиональной учёбы, повышения квалификации, овладения востребованными специальностями, смены неперспективной работы на более интересную.
Нынешнее время – сплошное окно возможностей. В стране действует прозрачная и внятная система регистрации бизнеса, поощряется самозанятость, система налогообложения куда понятнее и проще, нежели в те же 90-е годы. Новый импульс сегодня получат такие сферы бизнеса, как IT-технологии, логистика, туризм, транспорт и т. п.
Есть справедливая поговорка: «Стабильные времена рождают слабых лидеров, а плохие времена – людей волевых и сильных». Кто-то сегодня непременно уйдёт с рынка, забросит предпринимательство, но многие в этот кризис непременно поднимутся, в том числе и совсем новички.