Не починит, так доломает. Что происходит сегодня на рынке бытовых услуг?

Мастера лучше всего выбирать по отзывам знакомых. © / Виктор Яшуков / АиФ

Прочитал у вас недавно статью о защите прав потребителей и хочу спросить: почему вы не пишете о том беспределе (иначе не назовешь), который творится на рынке бытовых услуг? С чего вдруг на нём развелось столько халтурщиков, которые нагло обирают людей? Почему в этой сфере нет никакого контроля?
А. Прокофьев, Волгоград

   
   

На первый взгляд кажется, что наш читатель сгустил краски в своей оценке рынка бытовых услуг. Но если изучить проблему глубже, то можно понять – во многом это письмо справедливое, а в сфере бытовых услуг порой происходят вещи действительно из ряда вон.

Грабёж среди бела дня

Об одном из таких вопиющих случаев «АиФ»-НП» рассказал в письме другой наш читатель, С. В. Зорин из Волгограда. «Направляя вам это письмо, искренне желаю, чтобы больше никто не попался на удочку таким горе-мастерам, как попали мы, и не стал жертвой грабительских расценок», – пишет он.

Началось всё с заурядной протечки шланга к унитазу в одной из квартир волгоградской многоэтажки на ул. Гвоздкова. Случилось это в выходные, потому мастера из УК до понедельника решили не ждать. Нашли в интернете телефон и обратились в компанию «Служба выездного сервиса» – так, во всяком случае, представлялись её операторы. А вскоре явился и мастер. Дома в тот момент была 20-летняя внучка нашего читателя, которая и принимала работы. 

Повозившись в туалете, мастер заменил шланг и вскоре выдал девушке заказ-наряд, где значилась итоговая сумма в размере ...7145 руб. Из них материалы, то есть сам шланг, стоил 175 руб., а остальное было платой за труд сантехника. В эту плату исполнитель умудрился включить даже такой пункт, как «доставка материала» (то есть донести шланг до квартиры) – 500 руб.

Девушка, совершенно незнакомая с расценками за сантехнические услуги, сумму оплатила, в акте расписалась. Когда у вернувшихся домой родственников прошёл первый шок, они узнали в УК – подобная замена стоит примерно… 170 руб., плюс стоимость самого шланга. То есть переплата составила без малого 7000 руб.

Надо отдать должное нашему читателю – он попытался не просто побороться за возврат денег сам, но и привлёк к этому делу региональное управление Роспотребнадзора, куда обратился с жалобой. Но даже профильное ведомство ничего не смогло сделать в такой ситуации: в том самом заказе-наряде не было указано никаких реквизитов фирмы или самого мастера, кроме его фамилии – Назаров А. В. 

   
   

«Невозможно установить, кем вам была оказана услуга сантехника – частным лицом, самозанятым, ИП, юридическим лицом, – значится в ответе Рос­потребнадзора. – Телефонный разговор с диспетчером по указанному телефону также ничего не прояснил относительно организационно-правовой формы предприятия и его адреса».

«В итоге всё, что могу сделать, это хотя бы предупредить других», – подводит невесёлый итог наш читатель.

Машинка – 30 тысяч, ремонт – 28 

К сожалению, таких случаев бесчестного побора в сфере бытовых услуг в регионе немало, причём  развести на деньги могут и в любой сфере.

– Мы искали грузовую машину для переезда из Волжского в Волгоград, – рассказывает волжанка Лилия Иванова. – Остановились на фирме с приемлемыми расценками, я их специально уточнила. Но когда прибыл водитель, он назвал расценки в три раза выше! То есть по телефону они просто завлекают клиентов, замечая вскользь, что итоговую цену нам озвучат на месте. А когда уже прибыл транспорт, тебе вроде и деваться некуда…

Массу отзывов о горе-мастерах и драконовских расценках волгоградских фирм можно найти на сайте https://volgograd.zoon.ru/ (ему можно доверять, отзывы проверяются, на некоторые отвечают сами компании бытовых услуг). Одна из схем, которую описывает пользователь Сергей, очень напоминает ту, с которой мы начали статью.

– Если ваша стиральная машина стоит меньше 30 000, то вызывать мастера по ремонту нет никакого смысла, т. к. ремонт вам обойдётся в среднем тысяч в 28, – пишет он. – В ноябре 2021 года сломалась стиральная машинка. Позвонил на горячую линию aeg-servis.com. У компании нет ни фактического, ни юридического адреса, будьте бдительны! Только после окончания работ и получения квитанции вы узнаете, что это  «Альянс сервисных центров».  Ребята работают за наличные, никаких чеков за оплату деталей, ни чеков за саму работу мастера вы не получите. В итоге вы получите: приезд мастера и просто «диагностика» – 500 руб. плюс высокая стоимость деталей (без коробок, чеков, сертификатов) – от 5000 до 12 000  плюс диагностика старых деталей – до 5000 плюс перевозка деталей – 2000–3000 плюс работа мастера (разборка прибора, снятие/установка деталей, сборка) – 10 000–15 000. В итоге общая сумма ремонта – 27 000–30 000 рублей. Будьте бдительны, читайте отзывы!

В утешение волгоградцам заметим, что сложная ситуация в сфере бытовых услуг сегодня по всей стране – на том же сайте приведены отклики жителей Москвы, Воронежа, Ростова-на Дону и т. д. Везде одно и то же – непрофессионализм, завышение расценок, отсутствие гарантий. 

Цифра
На 12% вырос за 2021 год рынок бытовых услуг по сравнению с 2020 годом.

Серые схемы

Почему же в сфере бытовых услуг, как ни в какой другой, по сей день действуют законы не цивилизованного, а дикого рынка?

Одна из причин в том, что сфера во многом остаётся «серой» – масса людей здесь трудится без оформления. А если услуги оказало частное лицо, то  закон о защите прав потребителей здесь неприменим, отношения можно выяснить только одним путём – подав иск в суд. 

Но проблемы будут, и если некачественную услугу оказал мастер в статусе самозанятого (а таковых в Волгоградской области уже более 65 тыс.).

Так, по словам руководителя креативного пространства «НеМаркет» из Волгограда Анастасии Архиповой, существуют не отрегулированные законодательно аспекты – самозанятые не прописаны в законах о защите прав потребителей, о рекламе, об обязательной сертификации ряда категорий товаров и услуг. Соответственно, вопросы качества товаров и добросовестности исполнителя приходится решать в индивидуальном порядке. 

Ещё одна проблема – многие мастера просят перечислить деньги просто по номеру телефона. Но доказать потом, что это был платёж именно за услугу, даже если мастер представляет фирму, сложно. Фирме средства не поступали, квитанций и чеков нет, и предъявить ей претензии не получится.  

Есть и ещё одна проблема. Так, на заре действия закона о защите прав потребителей соответствующие отделы были созданы во всех городах области, районах города, сельских районах. Удивительное дело, но на сегодняшний день в двух самых крупных городах области, Волгограде и Волжском, нет профильных структур по защите прав потребителей. И остаётся только гадать, почему такой раздел работы в городах, где в общей сложности проживает более 1,3 млн человек, попросту «оптимизировали».

Между тем, вероятно, масштаб проблемы, если говорить о рынке бытовых услуг, мы до конца не сознаём. Так, согласно отчёту комитета экономики Волгоградской области, в 2021 году на рынке бытовых услуг действовало 2000 предприятий, а его оборот составил 19,9 млрд руб. При этом надо понимать. что это только официальная статистика легального рынка. 

С чем сталкивались вы на рынке бытовых услуг? Пишите по адресу aif-volgograd@yandex.ru.

 

Мнение эксперта. Председатель Волгоградского центра защиты и развития бизнеса «Дело» Татьяна Шибченко: «Происходящее сейчас на рынке бытовых услуг имеет глубокие корни. В 90-е годы эта сфера  была основательно разрушена. Ушли в прошлое дома быта, с ними – опытные мастера, гарантийные обязательства и т. д. Потом на рынке некоторое время наблюдался вакуум – доходило до дефицита парикмахеров. А позже стало появляться всё больше людей, которых трудно отнести к  профессионалам. Им просто нужно было заработать.

Но самое тревожное, что профессионалами некоторые не стремятся становиться по сей день. Так, за последние два года наш центр подготовил более 5000 человек, которые намерены были открыть собственное дело. Очень много было тех, кто хотел заниматься парикмахерским делом, ногтевым сервисом, татуажем. А вот что касается прочих бытовых услуг, например, ремонта помещений, бытовой техники – таких были единицы. То есть мастера из этой сферы предпочитают оставаться в тени, не стремятся легализоваться, не думают официально открывать и развивать своё дело. И немало тех, кто ни во что не ставит понятия репутации, качества, профессионализма.

Но рынок бытовых услуг – это палка о двух концах. Так, каждому из нас приходится слышать рассказы о горе-строителях, которые не выполнили или из рук вон плохо выполнили ремонт. 

Но со своей стороны могу сказать, что в наш центр много раз обращались строители, которые сами пострадали от недобросовестных заказчиков. За работу им под формальными предлогами попросту не платили. Таких случаев, повторяю, много. 

Так что сегодня на рынке бытовых услуг незащищённым часто оказывается не только потребитель, но и предприниматель».