Не только мама. Как успешно совместить свое дело и воспитание детей

Финал программы «Мама-предприниматель» стал настоящим праздником. © / "Мой бизнес" в Волгоградской области

В сентябре в Волгограде состоялся финал регионального этапа программы «Мама-предприниматель». В этом году в ней принимали участие более 30 жительниц региона, у которых есть дети до 18 лет. Их объединило желание открыть свой бизнес или расширить уже имеющееся дело. 

   
   

Мыловарня, сыроварня, лазертаг

Программа «Мама-предприниматель» даёт возможность женщинам начать своё дело, обучиться тонкостям ведения бизнеса, войти в бизнес-среду и познакомиться со своими возможными будущими партнёрами. А ещё это возможность получить существенную финансовую поддержку: победительница регионального этапа выигрывает грант размером 100 тыс. руб. на развитие своего проекта от Фонда региональных программ «Наше будущее». Также она будет представлять регион на федеральном этапе и в случае победы получит 1 млн рублей.

Чтобы попасть в программу, волгоградки прошли строгий отбор, представив жюри идеи, которые хотят развивать: лазертаг-клуб, производство нижнего белья, швейное ателье, мастерская сумок и аксессуаров из кожи, сыроварня, мыловарение, детская танцевальная школа, салон красоты, досуговые центры, создание развивающих сенсорных игрушек для детей. Многие проекты имеют социальную направленность.

Далее участниц ждало интенсивное обучение – пяти­дневный тренинг, погружение в деловую среду и разработка собственного бизнес-проекта. Учителями здесь выступали известные тренеры и наставники из числа успешных предпринимателей, руководителей действующих бизнесов. Под их руководством участницы определили свою целевую аудиторию, сформировали ценностное предложение, построили бизнес-стратегии, учились находить партнёров, продвигать свой бизнес и искали возможности для масштабирования.

В завершение состоялся конкурс бизнес-проектов, которые оценивала строгая экспертная комиссия, обращая особое внимание на их экономическую обоснованность, оригинальность и социальную значимость.

Когда ребёнок не помеха

Какие они, участницы конкурса? Так, Ирине Князевой 37 лет, воспитывает с супругом двух дочек. Работала менеджером в типографии, оттуда ушла в декрет, а потом начала осваивать новую сферу – кройку и шитьё.

Вот уже больше пяти лет Ирина шьёт одежду на заказ. В программу «Мама-предприниматель» пришла с новым стартапом – пошив женского нижнего белья с акцентом на большую грудь.

   
   

Ирина объясняет: эта ниша рынка пустует, потому она её и выбрала. Она прошла специальные курсы, уже может своими силами отшивать до 12 комплектов в месяц, но не больше. Встал вопрос о масштабировании. В ходе программы «Мама-предприниматель» Ирина определила варианты для расширения дела: открыть ателье, нанять одну-двух работниц или отдать заказы на аутсорсинг. Предстоит просчитать затраты и выбрать более выгодный вариант. 

«Участвуя в программе, я поняла свою ошибку: не развивала личный бренд, не рекламировала свои услуги, хотя мой подход особенный и строго индивидуальный», – объясняет Ирина. Теперь ей предстоит вплотную заняться рекламой и практикой.

Ольга Амелькина – мама троих детей и мастер перманентного макияжа по волосковой технике. Эта ниша сферы косметических услуг также ещё свободна и тем привлекательна. Пока Ольга не может уделить бизнесу много времени, так как младшему ребёнку всего два года, но она строит планы на перспективу.

«На интенсиве я поняла, что нужно активно использовать соцсети и каналы продвижения, развивать дополнительные продажи», – делится Ольга. 

Ольга просчитала: сейчас она принимает в среднем 20 клиентов в месяц, но через три месяца их число реально увеличить вдвое. А больше и не надо – тогда сложно будет соблюсти баланс между работой, семьёй и другими сферами жизни. В будущем можно пройти обучение, улучшить навыки и поднять цену на свои услуги. Также есть идея продавать обучение тем, кто намерен развиваться в области перманентного макияжа. 

Ксения Пахмутова раньше работала специалистом в коммерческой фирме, потом решила открыть своё дело. Её магазин авторской бижутерии ручной работы существует уже полгода. Ксения создала пока небольшую коллекцию современных украшений, которую продвигает через страничку в соцсети. 

В программу «Мама-предприниматель» она пришла с чётким запросом – развить магазин, открыть новые каналы продаж. В итоге получила множество новых идей и даже нашла будущих партнёров, с которыми планирует создать выгодную коллаборацию. Другая участница программы, дизайнер одежды, будет создавать вечерние и праздничные образы для женщин, а Ксения – дополнять их авторскими украшениями. Такое сотрудничество позволит продвигать сразу два бизнес-проекта.

Идея проекта «АкваМамочка» пришла к Виктории Добрыниной, когда она сама была в положении: девушка занималась аквааэробикой, это один из самых безопасных видов оздоровительной физкультуры. Потом поняла, насколько сильно ей нравится общаться с беременными женщинами, и решила развивать это направление. 

После родов Виктория поступила в физкультурную академию, получила профессиональное образование, стала тренером по адаптивному спорту. Открывая проект, заручилась поддержкой медицинского сообщества. Она не прекращает повышать квалификацию, а заодно ведёт занятия аквагимнастикой для будущих мам. 

На программу «Мама-предприниматель-2024» Виктория пришла за новыми знаниями: хотела погрузиться в деловую среду, узнать, кто как строит бизнес, какие есть идеи. Главным открытием стала идея использования искусственного интеллекта. 

«Начав применять нейросети в своём бизнесе, я поняла, как с их помощью можно разгрузить время, сэкономить деньги и тестировать бизнес-идеи», – поделилась Виктория. 

Сто тысяч для русалочек

Проект «АкваМамочка» стал победителем программы «Мама-предприниматель-2024». Виктория Добрынина получила 100 тыс. рублей на развитие своего проекта – деньги пойдут на получение ею международного образования. 

«АкваМамочка» Виктория Добрынина получила 100 тыс. рублей на развитие своего проекта. Фото: "Мой бизнес" в Волгоградской области

Теперь Виктория поборется за право представлять Волгоградскую область на федеральном этапе конкурса в Москве. Кроме того, волгоградка проходит обучение для получения статуса социального предпринимателя.

«Сейчас я имею чёткое позиционирование на рынке услуг, прописала дорожную карту на несколько лет вперёд, каждую цель разбила на шаги: что сделать, к кому обращаться, какие нужны ресурсы и знания. Одна из целей – получить международное образование в соответствии с моим направлением, чтобы вести научные исследования и иметь серьёзную базу для реализации бизнеса», – рассказала Виктория Добрынина.

Справка

  • В Волгоградской области проект «Мама-предприниматель» проводится уже в седьмой раз. 
  • В 2024 году заявки на программу подали 66 участниц, 31 проект вышел в финал. Всего за семь лет бесплатное обучение прошли 200 женщин.
  • Программа действует в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Организатором выступает Минэкономразвития России. 
  • Проект реализуется ежегодно, заявку могут подать все желающие жительницы Волгограда и области, имеющие несовершеннолетних детей. За информацией можно следить на сайте mspvolga.ru. 

Прямая речь

Руководитель центра «Мой бизнес» Волгоградской области Андрей Кравцов:

– В программе «Мама-предприниматель» Волгоградская область участвует уже в шестой раз. Благодаря ей на небосклоне женского предпринимательства нашего региона каждый год загораются новые яркие звёзды. Здесь аккумулируется большое количество энергии, которая заставляет участниц двигаться, меняться и менять мир вокруг. Все представленные на программе проекты направлены на улучшение жизни общества, развитие региона и страны. Каждая участница уникальна, а каждый проект – интересен и перспективен. Поэтому в рамках конкурса учреждены номинации «Красота без границ», «Образование с любовью», «Делаю мир лучше», «Качество и инновации».

Официально
В Волгоградской области продолжается системная работа по совершенствованию инфраструктуры поддержки бизнеса. Согласно поставленным губернатором Андреем Бочаровым задачам, разработаны и действуют порядка ста стимулирующих развитие бизнеса мер. Работу координирует региональный центр «Мой бизнес». Проведение таких форумов, как «Мама-предприниматель», входит в перечень инструментов нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».

Публикация подготовлена в рамках проекта «Экономика-34: точки роста»