«Лошадь испугалась автомобиля». Какими были ДТП 100 лет назад

Роман Шкода / Из личного архива

3 июля в России отмечают День ГИБДД - службы, следящей за безопасностью дорожного движения. Сегодня, в век автомобилей, ДТП стали ежедневным явлением. В каждом регионе автоинспекция ежесуточно составляет целые сводки аварийности на дорогах  - все мы знакомы с ними из лент новостей. А как звучали такие «сводки» век назад, когда первые автомобили только появлялись в Царицыне (ныне - Волгоград) и наряду с ними по дорогам разъезжали извозчики на лошадях? И сколько автомобилей вообще было в дореволюционном городе? Об этом «АиФ-Волгоград» узнал у краеведа Романа Шкоды, которому удалось отыскать в раритетных газетах сообщения о первых ДТП.

   
   

Непозволительная роскошь

Считается, что самый первый автомобиль проехал по улицам Царицына весной 1912 года.

«Автомобили в Царицыне появились позже, чем в Москве и Санкт-Петербурге, - рассказывает Роман Шкода. - Поначалу они были большой редкостью. Бесполезно искать машину на дореволюционных фото города -  случайно в кадр они просто не попадали». 

Причина такой редкости авто на улицах города крылась в высокой стоимости.

«Собственный автомобиль был немыслимой роскошью. К примеру, Ford стоил в России порядка 2000-3000 рублей. Для сравнения, хорошая лошадь стоила около 100 рублей, а собственный дом стоимостью в 1000 рублей и выше давал право на участие в местных выборах, и правом таким располагали по разным городам всего около 0,5% населения, - продолжает Роман Шкода. – Между тем отечественные автомобили стоили в разы дороже - от 6700 до 8300 тысяч. Причиной тому был отсталый подход к организации производства - оно оставалось штучным, ручным, тогда как на заводах Ford уже с 1903 года стали использовать конвейер». 

«Извозчик вывалился»

Не удивительно, что при таких обстоятельствах для большинства жителей дореволюционного Царицына автомобили были настоящей диковиной, и к любым происшествиям с ними сразу же было приковано внимание. 
Самое раннее ДТП, описание которого на сегодняшний день удалось найти, произошло в июле 1912 года на временном мосту, дублирующим Астраханский - последний был закрыт из-за строительства трамвайной линии. Вот что сообщает о нем газета «Царицынский вестник».

Собственный автомобиль был немыслимой роскошью. К примеру, Ford стоил в России порядка 2000-3000 рублей. Отечественные автомобили стоили в разы дороже - от 6700 до 8300 тысяч. Для сравнения, хорошая лошадь могла обойтись в сумму около 100 рублей.

«Вдруг показался мчавшийся из-за Царицы автомобиль, принадлежавший, как потом выяснилось, лесопромышленнику Букатину. Автомобиль задел за извозчичью пролётку, и так сильно толкнул её, что извозчик вывалился с облучка на землю, получив серьёзные ушибы ног и всего тела. Лошадь испугалась, рванула экипаж и помчалась вскачь, за Царицу. Когда её поймали, пролётка оказалась совершенно изломанной. Автомобиль после столкновения хотел скрыться, дав полный ход, но толпа, стоявшая на мосту, задержала его, заставив взять на себя извозчика и отправиться с городовым в участок для составления протокола. Причиной столкновения является неумелое управление автомобилем горе-шофёра. Букатин из экономии не держит шофёра-специалиста, а поручает управление автомобилем машинистам со своих лесопильных заводов».

   
   

Еще одно ДТП, запечатленное на страницах «Царицынского вестника», которое удалось отыскать краеведу, датируется 26 сентября 1912 года. 

«Проезжавшего по Ленской улице ( ныне существует под тем же названием в Дзержинском районе - прим. ред.) крестьянина Села Безродного Матвея Харламова разнесла лошадь, испугавшаяся автомобиля. Крестьянин ехал шагом, как вдруг из-за полотна железной дороги выехал автомобиль №4 и дав пронзительный свисток, быстро обогнал его. Лошадь, испугавшись, понесла и на повороте выбросила из телеги крестьянина, который, ударившись о мостовую, получил ушибы тела и ранение левой руки. Шофёр автомобиля №4, видя, что лошадь испугалась, прибавил ходу и издав вторичный свисток, умчался. Крестьянин отправился в больницу, где ему была подана медицинская помощь. Производится расследование».

«Обращает на себя номер автомобиля – «4», сколько же всего их было на улицах города в те времена?», - отмечает Роман Шкода.

Военно-автомобильная повинность

О том, что автомобили в дореволюционном Царицыне были редкостью, можно судить и по отчётам о «военно-автомобильной повинности». 

«Во время войны правительство, согласно действующему законодательству, имело право изымать автомобили на нужды армии за определенную компенсацию. Этим правом правительство воспользовалось буквально сразу, как только началась Первая мировая война. При этом максимальная компенсация могла достигать полутора тысяч рублей, что было значительно ниже рыночной цены на машину».

В газетах за 1914 год публиковались списки лиц, попавших под изъятие авто. Их этих материалов можно сделать вывод, что в это время во всем Царицыне насчитывалось не более 20 автовладельцев. 

С 1917 года русская автомобильная промышленность наконец получила мощное развитие - в это время были выделены средства на строительство сразу пяти автозаводов. И хотя, как отмечает Роман Шкода, автомобиль оставался редкостью даже на фото Сталинграда 20-х годов, постепенно он все же перестал быть такой роскошью и в постреволюционное время стал все чаще попадать в кадр фотоаппарата. 

Так, первое фото с автомобилем Царицыне, которое удалось краеведу Роману Шкоде отыскать на сегодняшний день, датируется 1918 годом.

Герой Гражданской войны Иван Тулак и организаторы Красной Гвардии.Фото: Из личного архива/ Роман Шкода

На нем запечатлены организаторы Красной Гвардии в Царицыне во главе с Иваном Тулаком. К слову, и многие последующие фото авто на улицах Царицына связаны с периодом Гражданской войны.

Справка
До создания Госавтоиспекции дорожное движение в СССР регулировала милиция, точнее, ОРУД — отдел регулирования уличного движения. К слову, он просуществовал до 1950-х годов. Решение же об организации Госавтоинспекции в СССР было принято в 1934 году, а само ведомство было создано 3 июля 1936 года.