Пока вся страна обсуждает случившийся накануне взрыв газа в многоэтажке в Черкесске, в Волгограде следователи готовятся передать в суд дело виновника взрыва газа в жилой пятиэтажке на улице Титова, 9, в минувшем году. В столице КЧР в результате ЧП погибли четыре человека. В региональном центре только по счастливой случайности не оказалось жертв. Но жилья лишились больше сотни собственников. Дом восстановить невозможно. Что произошло 21 апреля 2023-го и кто виноват в случившемся, выяснял vlg.aif.ru.
«Диван подпрыгнул, стена лопнула»
Взрыв, прогремевший ранним утром в пятиэтажке на улице Титова, разбудил не только жителей спального района северной части Волгограда. Грохот был слышен на несколько кварталов, а информационное эхо мгновенно разлетелось не только по областному центру — по всей стране.
На тот момент еще не было известно — все ли из обитателей дома живы. Со вспыхнувшим огнем сражались бойцы регионального МЧС. Выбежавшие на улицу соседи были в шоке и вспоминали — пенсионерка, в чьей квартире случился взрыв, кажется, попала накануне в больницу, значит, ее не было в жилье на момент ЧП.
Жители соседних домов рассказывали: сначала они услышали громкий хлопок и не сразу проснулись — было начало пятого утра. Когда раздался второй — вскочили, пытались понять: что происходит.
«Взрыв был такой силы, что я со своей кровати на соседнюю перелетел», — делился тогда с журналистом vlg.aif.ru один из жильцов дома, расположенного торцом к тому, где случилось ЧП.
«У меня диван подпрыгнул. Так было жутко!» — поддержал другой.
«У нас стена лопнула с соседней квартирой и часы на ней остановились. Мы на улицу выбежали — а там пожар в доме рядом», — наперебой рассказывали люди.
Ипотека и маткапитал
Жильцы девятого дома находились в шоке. На свое жилье они смотрели из-за сигнальной ленты — к зданию, окруженному полицейскими и сотрудниками МЧС, никого не подпускали.
«Как вы думаете, что чувствуешь, когда просыпаешься в четыре утра от взрыва? В голове была только одна мысль — подальше отсюда, где может обрушиться на голову потолок», — признавался владелец квартиры этажом ниже.
Пострадали и припаркованные у дома машины — в одну влетела оконная рама, в другую — обломки.
На тот момент собственники жилья, пытавшиеся согреться в автобусе, который подогнали к месту происшествия, понятия не имели, что их ждет, что будет с их квартирами. Некоторые из них приобрели недвижимость на материнский капитал, другие оформили ипотеку, которую еще выплачивать и выплачивать.
На тот момент в мэрии подтверждали: серьезно пострадали три квартиры — в третьем и четвертом подъездах. Позже стало известно: ситуация намного хуже.
Шесть лет без техобслуживания
Некоторое время спустя в прокуратуре области официально подтвердили: в доме произошла утечка газа, вспыхнуло пламя. 87-летняя хозяйка квартиры на ее счастье действительно находилась на тот момент в больнице.
Сама собственница жилья возражала: она не верит в утечку газа. Женщина поясняла: договор на обслуживание газовой колонки (в домах нет централизованного горячего водоснабжения. — Авт.) у нее заключен. За три дня до случившегося к ней приходил мастер — в колонке капала вода. Он все починил, посмотрел, почистил.
Какую организацию представлял этот умелец, так и не удалось выяснить.
«У меня ничего не осталось, кроме внука и его мамы, дочки мужа. Оба мои сына скончались. А теперь не осталось и жилья, в котором к тому же находились все мои документы», — делилась пенсионерка, которую, по сути, винили в случившемся — ведь это в ее квартире случился взрыв.
В Волгограде тем временем началась проверка договоров о техобслуживании газового оборудования (ТО ВДГО). По идее оно должно проводиться в квартирах ежегодно. В данном же случае, как выяснилось в ходе следствия, его не проводили в течение шести лет.
«Собственник на протяжении этого времени эксплуатировал внутриквартирное газовое оборудование, которое находилось в технически опасном состоянии. В результате произошло скопление газовоздушной смеси, которая 21 апреля 2023 года достигла взрывоопасной концентрации», — поясняет официальный представитель волгоградского Следкома Наталия Рудник.
Восстановлению не подлежит
Директор Центра содействия участникам сферы ЖКХ Вячеслав Гончаренко тогда пояснял: 1 сентября 2023-го вступят в силу поправки в федеральный закон «О газоснабжении в РФ» и Жилищный кодекс РФ. Порядка с обслуживанием ВДГО прибавится. Право на техобслуживание и ремонт ВДГО получит в каждом доме определенная газораспределительная организация. Тогда исчезнут случайные мастера-газовики.
Однако жильцам из взорвавшегося 21 апреля дома от этого было не легче.
Поначалу специалисты полагали, что дом удастся восстановить. Его обитателей временно расселили — одни переехали в маневренные квартиры, другие поселились у родственников. Однако в октябре, на встрече с главами региона и города прозвучало: здание восстановлению не подлежит.
«Из-за воздействия взрыва на несущие конструкции остается угроза обрушения — таковы выводы специалистов», — подтвердил губернатор Андрей Бочаров.
Он также подчеркнул, что разрушения произошли по вине конкретных лиц. И по идее именно они должны были бы оплатить расселение. Но таких средств у них нет.
Вменяют халатность
В волгоградском Следкоме уточняют: общая сумма ущерба потерпевшим составила более 250 миллионов рублей.
В случившемся следователи винят начальника межрайонного газового предприятия акционерного общества «Волгоградгоргаз». Ему вменяют ч. 1.1 ст. 293 УК РФ — «Халатность, повлекшая причинение особо крупного ущерба».
«По данным следствия, обвиняемый проявил халатность, исполняя свои должностные обязанности. В нарушение требований федерального законодательства и различных нормативно-правовых актов и договоров, он не обеспечил техническое диагностирование ВДГО. Из-за хлопка обрушились капитальные конструкции дома. Своего жилья лишились 107 собственников квартир», — уточняет Наталия Рудник.
В настоящее время следственные органы СК по Волгоградской области завершили расследование уголовного дела. Обвиняемый закончил знакомиться с материалами следствия. В скором времени фигурант предстанет перед судом.
«Веерное» отключение
Волгоградцы между тем жалуются: обслуживание газового оборудования становится все дороже, а сама процедура все короче. Если раньше мастера не просто осматривали плиту и колонку, а разбирали их и прочищали, то теперь лишь оценивают их состояние «методом визуальной проверки». А если у потребителей возникают жалобы, приходится обращаться отдельно и получать услугу за дополнительную плату.
Учитывая стоимость этих услуг, многие по-прежнему продолжают обращаться к «левым» мастерам, готовым оказать их за меньшую плату.
Газовики тем временем избрали новую тактику. К обеспечению безопасности при использовании газового оборудования они действуют кардинально: отключают подачу ресурса в дом, где один-два собственника не заключили договор ТО ВДГО или отсутствовали на момент проведения проверки его состояния.
Депутат профильного комитета Волгоградской облдумы Валентина Гречина подтверждает: закон дает основание прекратить поставку ресурса тем, кто не выполняет установленные правила безопасности. Однако в Волгограде случаются перегибы, и депутатам совместно с инспекцией Госжилнадзора приходилось отстаивать интересы добросовестных собственников жилья, пострадавших от такого «веерного» отключения.
Но и собственникам следует помнить — допуск газовиков в свое жилище они должны обеспечивать не меньше четырех раз в год: для техобслуживания, проверки дымовых и вентканалов. Предупреждать о посещениях их обязаны заранее.