Ловушки в сети. Самозапрет на кредиты жулики могут использовать для обмана

Даже обычная платёжка ЖКХ может стать источником опасности. © / freepik.com

После публикации в № 10 «АиФ»-Нижнее Поволжье» статьи «В кредитовании отказать» о возможности установить самозапрет на кредиты редакция получила множество обращений читателей. Волновал вопрос: а устоит ли этот спасительный самозапрет, если «Госуслуги» взломают?

   
   

Защита есть, но...

Напомним: самозапрет на кредиты легко может установить каждый желающий, но насколько это надёжно защищает от мошенников? Оказывается, защищает надёжно.

«Ситуацию, при которой злоумышленники взламывают ваш аккаунт на «Госуслугах» и самостоятельно удаляют оттуда режим самозапрета, представить можно, но с большой долей вероятности подобные действия окажутся для них бессмысленными, – объясняет волгоградский эксперт по IT-безопасности Игорь Фролов. – Причина в том, что настоящему пользователю аккаунта сразу же придёт СМС-уведомление или уведомление на вашу электронную почту от «Госуслуг», что он снял самозапрет. Соответственно, у человека есть время для немедленного манёвра – поменять пароль на «Гос­услугах» и сообщить о взломе в полицию. Если же в базе данных Бюро кредитных историй (БКИ) появится информация об оформлении кредита, то и туда надо обратиться с заявлением, что операция была проведена без вашего ведома». 

Однако расслабляться всё равно не стоит – по мнению других экспертов, мошенники всё равно могут использовать ситуацию с самозапретом в своих корыстных целях.

«Мы прогнозируем, что телефонные мошенники начнут представляться сотрудниками «Госуслуг» и предлагать помощь в подключении самозапрета, будут врать, что на вас якобы наложено самоограничение, необходимо досрочно погасить все обязательства, и предлагать «консультативную» помощь в снятии самозапрета, – предупредила эксперт «Народного фронта», руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Александра Пожарская. – Совет: нужно по-прежнему тщательно соблюдать цифровую гигиену, не быть беспечными в общении с незнакомцами по телефону и в мессенджерах, проверять кредитную историю и следить за новостями относительно того, что ещё придумали кибермошенники, какие новые уловки используют, в какие слабые места бьют».

От имени почты и коммунальщиков

Эксперты не скрывают – против обычных пользователей злоумышленники ведут настоящую цифровую войну, не гнушаясь никакими средствами и постоянно выискивая новые «средства поражения». Они как пауки, притаившиеся в сети и выжидающие всё новых доверчивых жертв.

Так, недавно кибермошенники начали активно использовать новый способ обмана через мессенджер Telegram, прикрываясь именем «Почты России».

   
   

Злоумышленники создали бот, который якобы помогает пользователям найти посылку, но на самом деле предназначен для кражи денег.

В МВД России сообщили подробности: сначала человеку звонят якобы с почты и сообщают, что ему пришло заказное письмо или посылка. Для уточнения адреса доставки предлагают перейти в чат-бот в Telegram. Бот имитирует активную деятельность, но его настоящая цель – получить доступ к вашему аккаунту.  

Ни в коем случае не откликайтесь на подобные предложения, в случае чего просто перезвоните в своё почтовое отделение и уточните информацию. 

Проверять теперь стоит и коммунальные платёжки. Как предупреждают в региональном управлении Госжилнадзора,  преступники могут подделывать печатные квитанции, распространять фальшивые объявления о создании нового домового чата с QR-кодами. 

Нередко аферисты пытаются попасть в квартиру, представляясь сотрудниками коммунальных служб, или под видом управляющих организаций предлагают жильцам перейти по ссылкам для установки опасных приложений или открытия документов.

«Всю информацию надо проверять на портале ГИС ЖКХ или в приложении «Госуслуги. Дом», где данные вносят отраслевые организации, – пояснили в ГЖИ. – При получении подозрительной квитанции важно перепроверить начисления и реквизиты в приложении «Госуслуги. Дом». В нём же отображается дата поверки счётчиков. На портале ГИС ЖКХ можно перепроверить информацию, если неизвестные лица под видом сотрудников ЖКХ пытаются попасть в квартиру, предлагают скачать неизвестный файл или перейти по ссылке».

В какой-то степени наши  права поможет защитить новый закон. Так, к 1 сентября 2025 г. банки и микрофинансовые организации должны будут улучшить свои защитные системы и перед выдачей кредита тщательнее проводить проверку. «Если проверок не было, период охлаждения для кредитов от 50 тыс руб. и более не был соблюден, а по факту мошенничества возбуждено уголовное дело о хищении, то заёмщик получит право не выплачивать такой долг», – сообщил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Где научат цифровой безопасности?

В Волгограде открыли набор на бесплатное обучение пенсионеров навыкам работы со смартфоном и современными гаджетами. 

Курсы пройдут в региональном центре информационных технологий. Здесь расскажут о настройках устройств, научат взаимодействовать в мессенджерах, пользоваться полезными приложениями, совершать бесконтактные платежи.

Отдельное внимание – защите от интернет-мошенничества: здесь научат распознавать мошеннические схемы и попытки взлома устройства.

Первый набор слушателей уже идёт, подробности можно узнать по телефону 8 (8442) 35-20-73.