Как под гипнозом. Волгоград и область захлестнул вал цифровых мошенничеств

Попасть на удочку мошенников может любой человек, в первую очередь пожилой. © / freepik.com

О разгуле преступлений, связанных с цифровыми технологиями, правоохранители и эксперты финансовой безопасности с тревогой заговорили ещё несколько лет назад. Сегодня масштабы этих мошенничеств достигли таких размеров, что требуют экстренных мер. 

   
   

Почему проблема «цифрового криминала» становится всё острее, разбирался «АиФ»-Нижнее Поволжье».

Отдала четыре миллиона

Сейчас полиция Волгограда разыскивает мошенников, обманувших 75-летнюю пенсионерку из Советского района. Сумма внушительная – 4 млн рублей. Эти деньги – все свои сбережения – пожилая волгоградка словно под гипнозом перевела аферистам. 

Схема, как пояснили в ГУ МВД по региону, была традиционная: злоумышленники позвонили, представляясь банковскими сотрудниками, и сообщили о якобы замеченных попытках оформления от имени адресата подозрительного кредита. Деньги бабушке предложили перевести на «безопасный счёт». Сейчас преступников ищут.

А несколькими днями ранее правоохранители задержали на территории региона 31-летнего жителя Архангельска, который подозревается в причастности  к подобного рода мошенническим схемам с «безопасными счетами».

– Роль посредника заключалась в получении денег от потерпевших на заранее открытые счета и переводе их дальше по цепочке сообщникам, – пояснили в региональном главке МВД. – При обыске правоохранителями были обнаружены и изъяты 75 банковских и 35 SIM-карт, 25  мобильных телефонов и другие предметы, имеющие значение для расследования. Фигурант заключён под стражу.

А что же банки?

О профилактике мошенничества в информационной среде говорили на днях на площадке РИАЦ представители регионального штаба ОНФ. Как отметил его сопредседатель в Волгоградской области Антон Лукаш, люди по-прежнему теряют свои сбережения, становятся должниками перед банками. Представители главка МВД по региону привели цифру: только с начала года в регионе зарегистрировано порядка 4,5 тыс. преступлений, связанных с кибермошенничествами. Рост таких преступлений за год – 31%. 

   
   

– Чем больше люди, особенно пожилые, будут детально информированы о рисках, тем больше шансов избежать мошенничества, – убеждён Антон Лукаш. – Важно безопасное поведение в сети: отсутствие привычки хранить в интернет-пространстве свои персональные данные и данные банковских карт, использование надёжных паролей.

По итогам обсуждения принято решение разместить на ин­тернет-ресурсах фронтовиков» сводную таблицу полезных ссылок ЦБ РФ, МВД, ЦУР, прокуратуры, облкомитета информационных технологий по профилактике мошеннических действий в информационной среде. 

Однако вряд ли пожилые люди будут искать полезные ссылки на сайтах. Очевидно, что до тех пор, пока свою долю ответственности за лжекредиты не будут нести банки, ситуация не изменится в корне. Прецедент есть: так, в прошлом номере наше издание сообщало, что Жирновский районный суд отказал банку во взыскании с обманутого жителя 1 млн руб. кредита, который на него оформили мошенники. 

Свои предложения есть и у Банка России. Ещё в 2022 г. здесь предложили законодательно ввести двухдневный «период охлаждения», в течение которого можно отозвать любой перевод, если он осуществлён на сомнительный счёт. Также Банк России намерен создать специальную базу, в которой будет содержаться информация о так называемых дропперских счетах (счета финансовых посредников. – Авт.), которые мошенники часто используют для вывода и обналички похищенных у граждан средств. При этом все банковские структуры будут обязаны как минимум на два дня приостанавливать переводы на счета, информация о которых будет содержаться в этой базе.

Плюс к этому финансовые структуры могут законодательно обязать возвращать клиенту всю сумму, которую мошенники похитили, используя методы социальной инженерии: словесного обмана, эмоционально-психологического внушения и т. п.

Вопрос только один – что мешает наконец ввести все эти разумные меры в действие и защитить людей от киберпреступников? 

Важно
Правоохранители и сотрудники банковских организаций призывают не доверять незнакомцам, которые предлагают совершить по телефону те или иные финансовые действия. В случае возникновения любых сомнительных ситуаций сразу обращайтесь в полицию по тел 02, 112, а также в отделение банка по телефонам экстренных горячих линий (указаны на вашей банковской карте и на официальном сайте банка).