У кого что болит. О бесплатной медицине, прививках и тестах

И ковидные госпитали, и поликлиники работают сейчас на пределе возможностей. © / Александр Краснов / АиФ

Самые разные вопросы поступили от читателей «АиФ»-НП» в ходе прямой линии по вопросам здравоохранения. 

   
   

На них ответили председатель общественного совета обл­здрава по оценке качества условий оказания медицинских услуг Андрей Солодовников и эксперт по вопросам организации здравоохранения Галина Едигарова. Публикуем ответы на наиболее часто встречавшиеся вопросы.

Платно или бесплатно?

Врач из поликлиники отправил меня на консультацию в один из волгоградских научных медцентров. Услуги там были платные, но на мою просьбу дать направление врач ответил отказом. Это законно?
В. Булычев, Краснослободск

Галина Едигарова: Если врач рекомендует какое-либо обследование или консультацию специалиста, то должно быть выдано письменное направление. И в этом случае для вас обследование и консультация должны быть бесплатны. Если направление не выдано, то расценивайте это как пожелание доктора. В любом случае, если вы сомневаетесь, должны ли оплачивать ту или иную услугу, обратитесь в свою страховую компанию (телефон указан на полисе ОМС). 

Я инвалид 1-й группы. Каждые полгода должен проходить обследование в  поликлинике при горбольнице Фишера в Волжском, но не могу связаться с регистратурой – на звонки никто не отвечает. Как быть с плановым обследованием?
С. Малышкин, Волжский

Андрей Солодовников: В силу сложной эпидемиологической ситуации в Волгоградской области согласно приказу облздрава действительно приостановлено оказание плановой медицинской помощи. Это ни в коем случае не значит, что теперь лечат только ковид. В случае любых состояний, требующих незамедлительного вмешательства, помощь оказывают. И если ваш лечащий врач заметит ухудшение состояния, помощь вам также обязательно окажут. Вам советую также обратиться в свою страховую медицинскую компанию и объяснить ситуацию, там подскажут выход.

Не поздно ли делать прививку? 

Я помню, что прививоч­ную кампанию против гриппа всегда проводят до наступления эпидемии. Но почему сейчас нас призывают делать прививки от коронавируса в разгар эпидемии? Разве это правильно? 
С. Новиков, Волгоград

   
   

А. С.:  На самом деле существует два вида вакцинации – экстренная и плановая. Плановая действительно подразумевает заблаговременную прививочную кампанию, когда эпидемический фон ещё спокойный и есть время сформировать иммунитет. Но в случае, когда эпидемия уже началась, допустима экстренная вакцинация. Это принятый во всём мире вариант. Прививаться надо в любом случае.

У нас в Волжском в случае появления признаков простуды врача очень долго приходится ждать. Позвонили в платную клинику, нам сообщили, что с признаками ОРВИ там категорически не примут. Почему с эпидемией  должны бороться только государственные клиники?
А. Кузнецова, Волжский

Г. Е.: Коронавирус признан особо опасной инфекцией, которая должна находиться под государственным контролем. Потому частным клиникам было запрещено принимать больных с подозрением на ковид, соответствующий приказ издал федеральный Роспотребнадзор. Но сдать анализы на коронавирус можно и в частной клинике.

Меня послали сдавать тест на ковид в одну из поликлиник Волжского, а там очередь на пару часов, все кашляют. Помещение тесное, нет ни одного шанса не заразиться. Почему медпомощь оказывают в таких условиях? И зачем надо гнать людей в поликлинику на тест, почему его не сделать дома, раз уж пришёл врач?
М. Замаховская, Волжский

Г. Е.:  Отвечу вопросом на вопрос: а почему до сих пор огромное количество людей не сделали прививку? Ведь именно из-за отсутствия пресловутого коллективного иммунитета возникли все те проблемы, о которых вы говорите. Да, медицинские учреждения сейчас не справляются с потоком больных. Не хватает ресурсов, но куда важнее то, что не хватает людей – врачей, фельдшеров, медсестёр. Наиболее сложная обстановка именно в поликлиниках: здесь многие врачи уволились, часть ушла на работу в ковидные госпитали. Теперь некоторые поликлиники работают без выходных, другие вообще круглосуточно. Все медучреждения действуют на пределе возможностей. 

Кстати, экспресс-тестирование на дому на самом деле проводят, но не всем пациентам, а, как правило, возрастным и с высокой температурой.

Мы переболели ковидом дома, к врачам за помощью не обращались. Но теперь мы не можем получить QR-код, так как у нас нет официального подтверждения заболевания. Прививку не хотим делать, так как уровень антител высокий. Почему нас ущемляют в правах?
А. Луценко, Волгоград

Г. Е.: Согласно приказу Рос­потребнадзора, на «Госуслугах» код могут получить только две категории граждан: переболевшие и привитые. Кстати, относительно антител – нет научных данных, что они могут служить надёжной защитой от заражения. В Европе, Америке их уровень и не меряют, просто делают прививку каждые полгода. Иммунитет, его формирование – вопрос вообще малоизученный, есть иммунитет клеточный, гуморальный, врождённый, спе­цифический и т. д. Полагаться в вопросе профилактики заражения только на наличие антител вряд ли оправданно.

Ждём новоселья!

У нас 28-я поликлиника в Дзержинском районе Волгограда рассчитана на 50 тысяч человек, а обслуживает вдвое больше. Очереди на УЗИ приходится ждать по четыре месяца! Почему не наведут порядок?
М. Чаусова, Волгоград

А. С.:  Вопрос о необходимости расширения мощностей поликлиники № 28 возглавляемый мной общественный совет поднимает уже более четырёх лет.  Здесь очень густонаселённый район, медучреждение не справляется. У областных властей были планы по изменению ситуации, но помешала пандемия. А пока всё остаётся по-прежнему, напомню: согласно программе государственных гарантий, при оказании первичной медико-санитарной помощи сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследования (это рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональную диагностику, ультразвуковое обследование) не должны превышать 14 рабочих дней. Срок считается со дня назначения исследований (за исключением случаев при подозрении на онкологию). С жалобой обращайтесь к заведующей поликлиникой, если вопрос не удалось решить, позвоните в свою страховую компанию.  

Другой вариант – вы имеете право поменять медицинское учреждение по своему желанию и выбору.

В волгоградском микрорайоне Тулака филиал поликлиники № 7 не справляется с потоком пациентов. Медучреждение ютится в тесном подвальном помещении. Очереди огромные, а на вызов ко мне пришёл иностранный молодой доктор, возможно, практикант, с трудом говорил по-русски, никакой внятной консультации не дал. А теперь врач-терапевт на вызов просто не является. Недавно у нас в микрорайоне в новый офис въехал облздрав. А когда же поликлинике предоставят нормальное помещение?
Л. Новицкая, Волгоград

А. С: Вопрос размещения поликлиник в многоэтажных домах очень острый, и поднимается он общественными организациями не первый год. Дело в том, что для любой реконструкции такого медучреждения, создания в нём доступной среды для инвалидов необходимо согласие собственников квартир дома. Это непростая процедура, и очевидно, что медучреждениям необходимо предоставлять отдельные здания. Вопрос стоит по всей области – поликлиники на первых этажах и в подвалах жилых домов есть и в Волжском, Михайловке, Жирновске и т. д. Но тут опять же встаёт вопрос финансирования, точнее, недофинансирования. Вспомню и то, как в последние годы региональные депутаты принимал профицитный бюджет. Как он может быть профицитным, если только в сфере здравоохранения столько дыр?!

Г. Е.: Такого рода проблемы сейчас зачастую решаются в точечном порядке. Люди обращаются к региональной власти, она в свою очередь просит финансирования у федеральной. Мой совет жителям – написать обращение в областную думу или губернатору с просьбой решить наболевший вопрос с поликлиникой.

Сейчас многие обсуждают перспективу закрытия в Камышине онкодиспансера. Жители опасаются, что профильные специалисты уйдут – кто их будет лечить? Что происходит с диспансером?
А. Васильева, Камышинский район

А. С.: Ликвидировать структурные подразделения медицинских учреждений, согласно закону, власти имеют право только с учётом мнения жителей. Создаётся комиссия с участием общественников, призванная оценить последствия ликвидации, степень доступности медпомощи и т. д. Пока закрытие – это только слухи, но они упорно муссируются. Аналогичный вопрос возникает и в Михайловке. Если закрытие состоится, то советую обращаться в прокуратуру.  

Кто поможет защитить права пациента

  • Страховая компания, выдавшая вам полис ОМС.
  • Территориальный орган Росздравнадзора по Волгоградской области. Телефон горячей линии: 8 (8442) 33-48-28 (в т. ч. по вопросам лекарственного обеспечения амбулаторных больных с ковидом).
  • Всероссийский союз пациентов. Телефон горячей линии: 8-800-500-82-66. По ссылке hotline-vsp.ru – ответы на часто задаваемые вопросы.
  • Задать вопрос Галине Едигаровой и Андрею Солодовникову можно письменно по адресу inter-lk@mail.ru.