Те глобальные изменения, которые произошли в системе поликлиник в последние годы, поначалу были восприняты в обществе в штыки. Но сейчас многие соглашаются: обслуживание стало более современным, подход - дифференцированным, отношение медперсонала - заинтересованным.
Что ещё изменится в системе поликлинической помощи, узнавал «АиФ»-НП».
Болевые точки
- Не была в поликлинике давно, но недавно пришлось, и оказалась приятно удивлена, - говорит жительница Волгограда Марина Мишина. - Талон к терапевту выдал автомат в холле поликлиники, пришла к указанному времени, подождала всего минут 15. То же самое было и у кардиолога, всё оперативно. Рецепт на лекарства выписывал один врач, направление на анализы давали в другом кабинете.
Выстраивать новую модель в регионе начали ещё с 2014 года, когда были выявлены основные недостатки существовавшей на тот момент системы поликлинической помощи.
«Комплексный анализ работы поликлиник выявил основные «болевые точки»: недостаточная организация производственных процессов, приводящая к очередям, отсутствие комфорта и системы неотложной помощи в поликлинике, низкий процент проведения профилактических осмотров и диспансеризации, низкая доступность медпомощи в селах, а также устаревшая материально-техническая база», - напомнил губернатор Андрей Бочаров на совещании по развитию амбулаторно-поликлинической службы в регионе, которое прошло на днях в поликлинике № 4 Волгограда.
С 2014-го в целом ряде медучреждений были внедрены стандарты «Бережливой поликлиники». Теперь на базе поликлиник региона создают 14 центров амбулаторной онкологической помощи, пять из которых заработают уже в этом году. В этих учреждениях также будет проводиться диагностика сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов дыхания и пищеварения. Центры станут основой для 13 медицинских округов с единым координатором на базе областного онкоцентра. Каждое подразделение будет капитально отремонтировано, а также получит новое современное оборудование.
Создание центров - дело дорогостоящее, но финансированием оно будет обеспечено в полном объёме. Потрачено на эти цели будет четыре миллиарда рублей. «Это единственный в России проект такого уровня и масштаба. Мы осознанно взяли за основу онкологическое направление - именно оно обеспечит высокотехнологичную медицинскую помощь и позволит создать систему экспертной диагностики населения», - отметил губернатор.
Первый в регионе центр амбулаторной онкологической помощи откроется 1 июня на базе Волгоградской областной клинической больницы № 1. В нём будет работать дневной стационар, в котором пациентов начнут принимать в две смены. А ещё в учреждении откроются три кабинета онколога и нейроонколога, а также кабинет психолога. Здесь жители смогут получить консультацию врача и пройти комплексную диагностику: сделать рентген, маммографию, флюорографию, УЗИ, компьютерную томографию и магниторезонансную терапию. Обслуживаться в центре будут более 293 тысяч волгоградцев, а также жители Городищенского, Дубовского и Иловлинского районов.
Переходим на цифру
Между тем программу «Бережливая поликлиника» продолжают внедрять всё в новых медучреждениях области, причём сейчас речь идёт уже о новейших технологиях. Цель - помочь врачу выделить максимально возможное время на пациента, а не на заполнение бумаг. «Для этого в рамках нашего проекта дополнительно внедряются процессы, связанные с цифровизацией. Медицина будет флагманом в этом направлении», - отметил на совещании в поликлинике № 4 губернатор.
Специалисты рассматривают вопрос внедрения в пилотном варианте в практику врачей-терапевтов системы автоматического заполнения документов. Её разработали в Центре речевых технологий Сбербанка, данные вводятся голосовым путем, что очень экономит время и силы. Если система хорошо себя зарекомендует, её будут внедрять в большом количестве медучреждений.
По словам Станислава Симакова, начальника регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи, в основе технологий «Бережливой поликлиники» лежат новые системы управления.
- Это помогает без существенных вложений качественно изменять работу поликлиник, справиться с проблемами ожидания в регистратуре и перед приёмом врача, выпиской рецепта, - говорит он. - В этом направлении мы уже добились определённых успехов. Так, время дозвона в регистратуру и ожидания сократилось в разы, до трёх-четырёх минут, а ожидание возле кабинета врача постепенно уходит в прошлое. Сократилось и количество жалоб.
Официально
Ольга Молчанова, главврач поликлиники № 4:
- У нас капитальный ремонт начнётся уже в следующем году, на него выделят 170 миллионов рублей. В нашем учреждении одновременно внедряются стандарты «Бережливой поликлиники» и создаётся центр амбулаторной онкологической помощи. Главная цель этой работы - оборудовать мощную диагностическую базу для выявления злокачественных опухолей, хронических неинфекционных заболеваний, а также создать комфортные условия для пациентов.
Сегодня приписная численность поликлиники составляет примерно 70 тысяч человек, после организации ЦАОП она вырастет до 130 тысяч. Планируем докупить такое оборудование, как МРТ, КТ, УЗИ-аппараты, рентгеноаппараты, флюорограф, маммограф. Вся техника будет установлена на первом этаже для удобства пациентов, чтобы им не приходилось ходить с одного этажа на другой.
Реорганизация поликлиник включает целый ряд задач, которые в регионе ставят уже вплоть до 2024 года: это реорганизация стоматологической, гериатрической служб, паллиативной помощи, организация выездных бригад и совершенствование работы мобильных бригад. Также рассматривается идея вернуться к практике помощи и поддержки лечебных учреждений со стороны крупных предприятий, как это было в советское время.
Сейчас эта идея обсуждается с руководителями промышленных производств. Соединить лучшее из наработок прежних лет с новейшими достижениями медицины и современными технологиями - по такому пути в ближайшие годы будет развиваться вся поликлиническая сеть региона.
Мнение эксперта
Андрей Солодовников, первый вице-президент - председатель Волгоградского регионального отделения Всероссийского общества онкогематологии «СОДЕЙСТВИЕ»:
- Изменения в волгоградских поликлиниках идут, и это заметно, но в основном они касаются реконструкций.
То есть всё пока нацелено на то, чтобы доработать, дооснастить медучреждения, отремонтировать. Это замечательно. Но главная проблема заключается в том, что у нас не поменялось отношение руководства региона к лекарственному обеспечению. На это особенно часто жалуются льготники.
Когда нет медикаментов, то отношение населения к поликлиникам становится негативным и проблемы здравоохранения по сути не решаются. Что касается «Бережливой поликлиники», то многие отмечают, что с ней посещать медучреждения стало действительно проще, программа работает. Но есть и те, кому это не нравится.
Некоторые привыкли всегда записываться лично - прийти и взять талон, отказываясь понимать, что эти же талоны откладываются и на электронную очередь. Косность мышления не позволяет проводить подобные преобразования с тем эффектом, с которым хотелось бы.
Центры онкологической помощи на базе поликлиник - это хорошо. Да, будет замечательное оснащение оборудованием, станут чаще выявлять болезни на ранних стадиях.
Но что делать с нехваткой медицинских кадров и лекарств?
Кстати
Развитие амбулаторно-поликлинической сети - часть масштабного проекта по созданию единой современной системы здравоохранения Волгоградской области. 15 марта текущего года он был представлен президенту РФ - регион заручился поддержкой главы государства в решении ключевых задач.
Материал публикуется в рамках проекта «Медицина ХХI века»
Смотрите также:
- Предупредить на ранних стадиях. В Волгограде открыли первый в стране ЦАОП →
- Когда счет идет на секунды. Как в регионе развивают экстренную медпомощь →
- Онкология - не приговор. Как в Волгоградской области борются с раком →