Платно или бесплатно? Что изменится для пациентов с 1 сентября

Для любого исследования заложены сроки, но если ждать не хочется, то услугу окажут платно. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Информация о том, что с первого дня осени в России изменится система предоставления платных медицинских услуг, вызвала большой резонанс в обществе. 

   
   

О новшествах, которые ожидаются в здравоохранении, рассказали эксперт в сфере защиты прав пациентов Галина Едигарова и первый вице-президент
ВООГ «Содействие», юрист Андрей Солодовников
. Заодно эксперты ответили на вопросы читателей «АиФ»-Нижнее Поволжье».

Предложить альтернативу

Андрей Солодовников: – Правила предоставления платных медицинских услуг (утверждены постановлением Правительства РФ № 736 от 11 мая 2023 г. – Авт.) пришли на смену действовавшим с 2012 г. Хочу успокоить сразу: никаких кардинальных новшеств, тем более положений, ущемляющих права пациентов, они не содержат. 

– Однако наши читатели, исходя из сообщений в СМИ, поняли так, что теперь в родной поликлинике им с порога будут предлагать платные услуги…

Галина Едигарова: – Когда вы обращаетесь в государственную поликлинику и речь заходит о платных услугах, вас обязательно должны проинформировать, как вы можете получить аналогичные услуги бесплатно, то есть в рамках полиса обязательного медицинского страхования (ОМС). При этом, разумеется, надо учитывать, что есть такие услуги, которые не входят в территориальную программу госгарантий оказания медицинской помощи, вот они буду платными на законных основаниях. Этот момент также можно уточнить в регистратуре поликлиники или в своей страховой медицинской компании.

– И всё-таки: какие-то новшества нас ожидают с 1 сентября?

Г. Е.: – Постановление, которое так взволновало общественность, на самом деле существует давно, но кое-какие новшества в него всё же внесены. Одно касается индивидуального поста сиделки – теперь законодательно оформлено, что если пациент такой пост желает, но медицинские показания для этого отсутствуют, то такую услугу можно получить за деньги (при наличии медпоказаний – бесплатно). 

   
   

Важное новшество касается телемедицины (консультирование пациентов с помощью интернет-коммуникаций. – Авт.). Такие услуги ранее оказывали пациентам в рамках полиса, но теперь их можно получить и за деньги – если вы сами изъявляете такое желание. 

Самое главное – платные услуги должны предоставляться согласно договору (это было и раньше). Читайте его внимательно, не спешите, это основной ваш документ на случай возможных проблем. Там должно быть оговорено всё, вплоть до фамилий медперсонала, который будет вас обслуживать, подробно расписаны все манипуляции, возможные риски. 

Приведу случай из практики: ко мне обратился за консультацией пациент после операции в частной клинике. В договоре не было такого пункта, как последствия операции. А когда они наступили и он вернулся в клинику, то выяснилось, что дополнительное лечение придётся оплачивать, хотя оно и было следствием операции.

– Вопрос от читательницы Анны Пронько (Волгоград): в поликлинике сказали, что на УЗИ можно попасть только через 10 дней, а если платно, то хоть сегодня. То же самое с анализами. Это законно?

А. С.: – Я бы для простоты понимания отметил следующее: если вам те или иные услуги хочется (именно хочется, я не говорю здесь о жизненных показаниях) получить быстро, без очереди, то это будет платно. Дело в том, что в программе госгарантий заложены чёткие сроки: на компьютерную томографию, на УЗИ, анализы, приём узкого специалиста и т. д. Но если вы услуги оплачиваете, то, как правило, всё получите в тот же день или в сжатые сроки.

При этом обратите внимание: первичную медицинскую помощь (в поликлинике регионального подчинения) в рамках полиса нам оказывают бесплатно, но если мы обратимся в федеральное медицинское учреждение (по своему желанию, например, за дополнительной консультацией), то платно. Однако при наличии направления от лечащего врача и в федеральном медучреждении помощь окажут в рамках полиса ОМС, то есть бесплатно для пациента. 

Не самая скорая помощь

– Отдельная и, наверное, самая больная тема – это скорая медицинская помощь. Опять же из сообщений в прессе многие решили, что расширяется спектр услуг платной скорой.

Г. Е.: – Относительно скорой медицинской помощи также всё остаётся по-прежнему: она будет для пациентов бесплатной. Что не отменяет возможности вызова частной «скорой» – она действует в Волгоградской области, что не запрещена законом. 

Другое дело, что ждать обычную скорую в Волгограде иногда приходится часами, хотя положенный срок прибытия составляет 20 минут. Лично сталкивалась с этой проблемой, и это в миллионном городе и при отсутствии пандемии. А что говорить о районах области – есть там населённые пункты, куда скорая может проехать лишь в хорошую погоду... По такому поводу обращаться лучше всего в каналы быстрого реагирования, например, в Телеграмм или звонить в облздрав (контакты на этой странице. – Авт.).

– Этим летом у нас было много жалоб от читателей на температурный режим в стационарах. В палатах воздух нагревался выше 30 градусов, кондиционеров нет…

А. С.: – Санитарные нормы относительно температурного режима в медучреждениях существуют, он должен быть комфортным для пациентов и медперсонала. Но остаётся вопрос соблюдения этих норм. К сожалению, не везде в медучреждениях есть климатическая техника. В таком случае обращение можно направить в Роспотребнадзор или Росздравнадзор.

– Ещё вопрос от нашей читательницы Ольги Мануйловой (Волжский): как быть с пожилым человеком, если есть необходимость сдать анализы, но до поликлиники он добраться не может?

А. С.: – В таком случае надо или позвонить самому в поликлинику, или обратиться кому-то из родственников и объяснить проблему. Анализы возьмут на дому, такая услуга входит в программу ОМС.

Утечка кадров

– Рекордное количество жалоб редакция получила на сложности с записью к врачу-терапевту и на невозможность попасть к узкому специалисту.

А. С.: – Это тоже один из самых больных моментов, которые не один год пытается решить и облздрав, и пациентские организации. Из непосредственного общения с пациентами в ходе независимой оценки качества лечения можно было убедиться, что мнения расходятся: одни выступают за живую очередь, другие за талоны, третьи за запись через Интернет. Сейчас есть много вариантов записи к врачу, но это положение не спасёт, так как корень проблемы – в острой нехватке медицинских специалистов.

– Но ведь существуют нормы и на этот случай?

Г. Е.: – Существуют: врач-терапевт должен вас принять в течение одного дня, узкий специалист – в течение 14 (если это не касается онкологической помощи, там сроки меньше). Но в действительности попасть к узкому специалисту в поликлинике иногда не удаётся и месяц. Это проблема не только нашего региона, но и всей страны. 

А. С.: – Этот вопрос регулярно поднимается в облздраве, действует специальная программа для врачей, которые приезжают на работу в село. Но дело в том, что молодому доктору мало предоставить выплату. Где жить его семье в селе? Где будет работать жена (муж)? Есть ли детсад для ребёнка или школа? И так далее. С тех пор как медучреждения из муниципалитетов передали в ведение облздрава, вопросы бытового плана должен решать комитет здравоохранения. Но, как мы понимаем, это вопрос комплексный, и в одиночку комитету с ним не справиться.

Г. Е.: – Кроме того, врачи уезжают из Волгоградской области в силу низких зарплат. Вопрос оплаты в каждом регионе решается по-своему, и нам тут надо искать пути поощрения заслуженных специалистов и создания им достойных условий для работы и жизни. Кадры надо ценить!

Кстати
В Волгоградской области примут новые меры поддержки молодых медработников в селе. Как сообщил комитет здравоохранения Волгоградской области, они коснутся тех, кто уже отработал в сельских учреждениях медицины более 10 лет. Так будет продолжена программа «Земский доктор/Земский фельдшер».

– По-прежнему очень много жалоб на отсутствие льготных лекарств…

А. С.: – Ситуация такая: если нет лекарств в наличии, то и врачи не выписывают рецепты. Это не законно. Независимо от наличия в аптеке препарата врач обязан выписать рецепт. И отговорки, что программа компьютера не позволит это сделать, не работают. В таком случае врач обязан выписать рецепт вручную. При отказе в выписке рецепта обращайтесь к главному врачу – письменно, и пусть дают письменный отказ. 

Куда пациент может обращаться за помощью

  • В свою страховую медицинскую компанию (номер есть на вашем полисе ОМС)
  • В региональное управление Росздравнадзора: 8 (8442) 33-48-28
  • В территориальный фонд ОМС (ТФОМС): 8-800-100-12-25
  • В комитет здравоохранения ВО: 122, горячая линия по обеспечению лекарствами: 8 (8442) 95-15-13, 95-15-20
  • В группы в ТГ – Облздрав 34 (оперативное решение проблем пациентов); ЗдравКонтроль (входят главные врачи медучреждений ВО)
  • Во Всероссийский союз пациентов. Тел. горячей линии: 8-800-500-82-66, с 12 до 17 ч. в будни.