В СМИ широко обсуждается новость о том, что депутаты предложили Минздраву разрешить онлайн-доставку рецептурных лекарств по всей России. Ранее эксперимент по дистанционной продаже начал проходить в Москве, Московской и Белгородской областях, результаты пока позитивные (проект завершится 1 марта 2026 г.).
Как будет выглядеть онлайн-продажа лекарств на практике? На эту тему «АиФ»-Нижнее Поволжье» побеседовал с экспертом по защите прав пациентов Галиной Едигаровой.
Только безрецептурные
— Галина Алексеевна, есть немало особых рецептурных препаратов — например, психотропных, обезболивающих. Как будет с ними? Рецепт будем курьеру предъявлять?
— Как в Федеральном законе № 61-ФЗ, так и в постановлении Правительства РФ № 697 речь идёт о дистанционной продаже только безрецептурных лекарств. Онлайн-продажа лекарств, отпускаемых по рецепту, наркотических, психотропных и спиртосодержащих с долей этилового спирта более 25 % по-прежнему не допускается.
— Как будет всё это выглядеть на практике? Как, например, житель небольшого села, где нет аптеки, сможет заказать тот или иной препарат?
— Надо будет обращаться в ту или иную аптечную организацию через её сайт, мобильное приложение или по телефону. При приёме заказов фармацевт обязан проинформировать о показаниях к применению лекарства, его цене, сроке годности, условиях отпуска, правилах хранения и взаимодействии с другими препаратами.
Далее с покупателем заключат договор купли-продажи, и нужно будет выбрать — заберёте вы лекарство сами или вам его доставит курьер. Всё это тоже отразят в договоре. Также согласуют необходимость представления документов, подтверждающих качество лекарств, если доставлять их будут не в аптеку. Оплатить покупку можно будет как сразу, так и после получения.
Отказаться можно
— Лекарства — продукция с определёнными условиями хранения. Где гарантия, что нормы будут соблюдать?
— В правилах предусмотрено, что упаковка должна быть герметичной, при этом аптеке надо будет учесть условия хранения лекарства при его перевозке, хранении. Покупатель сможет потребовать, чтобы ему продемонстрировали соответствие температурного режима, при котором хранился лекарственный препарат при доставке, указанным на упаковке условиям хранения.
Также предусмотрено, что с лекарством обязательно должна прийти опись вложения с указанием номера заказа, даты и времени сборки.
Доставить заказ может как работник аптеки, так и сотрудник другой организации, с которой у аптеки заключён договор. Причём при отсутствии покупателя — скажем, если он находится в больнице, его заказ может быть передан другому человеку, предъявившему оригиналы или копии (в том числе в электронном виде) договора купли-продажи, оплаты заказа.
— Какие права есть у покупателя при получении лекарства?
— Он должен проверить целостность транспортной упаковки, самостоятельно её вскрыть, сверить содержимое заказа с описью вложения, проверить отсутствие повреждений вторичной и первичной упаковок лекарства, обратить внимание на надлежащий вид лекарственного препарата и лишь после этого расписаться в получении заказа.
— Можно ли отказаться от препарата, если его, например, слишком долго везли или если привезли вообще не то?
— Можно. Вы имеете право отказаться от доставленного лекарства надлежащего качества до оплаты заказа (но услугу доставки придётся оплатить в любом случае), а также возврата заказа ненадлежащего качества (например, если доставленный заказ не соответствует по количеству или составу) без оплаты самого заказа и услуги по доставке. В данном случае покупатель может потребовать надлежащее исполнение заказа. Если же покупатель по своей вине не смог принять доставленный вовремя заказ, то ему придётся дополнительно заплатить за последующую доставку в новые сроки.