С июля этого года были заметно расширены права страховых медицинских организаций. Что это даёт пациентам, как пользоваться новыми правами, рассказала общественный деятель и эксперт по вопросам здравоохранения Галина Едигарова.
– Многие привыкли воспринимать полис обязательного медицинского страхования исключительно как документ, необходимый для обслуживания в поликлинике или больнице, – начала разговор Галина Алексеевна. – Но это неправильно. Полис, помимо всего прочего, даёт возможность реальной защиты ваших прав как пациента, причём по самому широкому спектру вопросов.
– Если пациент недоволен, например, качеством лечения, то куда ему обращаться?
– В свою страховую медицинскую организацию. Обратите внимание, на страховом полисе указаны все её контакты. Обратиться можно и письменно, и по телефону. В любой подобной структуре есть страховой представитель, уполномоченный проводить экспертизу лечения, оценку соответствия стандартам. Более того, он контролирует, следует ли медицинская организация рекомендациям национальных исследовательских центров в таких вопросах, как методы диагностики, лечения, профилактики. То есть эксперт оценит, соответствовало ли ваше лечение всем принятым нормам и стандартам, оценит своевременность оказания помощи, правильно ли были выбраны методы диагностики, в полном ли объёме была оказана помощь. Также он посмотрит, проводилась ли реабилитация и какой результат был достигнут в итоге.
Обратите внимание, что страховщик занимается также вопросами профилактики. Он несёт ответственность за то, чтобы вы прошли плановый медосмотр, диспансеризацию. Можно смело сказать, что такой специалист (его называют страховым представителем 3-го уровня) стоит на страже здоровья пациента, и это новая тенденция.
– Многие жалуются, что сомневаются в обоснованности назначения тех или иных платных процедур. Как это проверить?
– Во-первых, в любом медицинском учреждении на доступном месте должен быть вывешен прайс с перечислением платных услуг, их стоимостью. Но если сомнения есть, опять же обращайтесь в страховую организацию. У страховщиков есть полномочия проверить обоснованность назначений, в том числе платных. Если же вы уже оплатили услугу, всё равно можно обратиться с полученным договором и чеком к страховому представителю, там проверят законность взимания платы.
Несоблюдение сроков оказания медпомощи, требование купить те или иные препараты для больного в стационаре, отказ врача направить вас на диагностические процедуры – всё это поводы обратиться за защитой в страховую организацию.
Могу сказать вам по опыту волгоградских пациентов, что медицинские страховщики в нашем регионе работают активно, вопросы решают быстро. Теперь, думаю, эффективность их работы ещё повысится.
– Предположим, эксперт нашёл нарушения. И что дальше?
– Имейте в виду, что страховой представитель обязан не просто констатировать проблему, но и принять деятельное участие в её устранении. Вам не придётся бороться в одиночку, ведь смысл деятельности таких организаций – укрепить и восстановить здоровье пациента. Именно они оплачивают медицинские услуги, в их интересах не тратить средства напрасно.
– Если пациент всё же останется недоволен своей страховой организацией, куда обратиться?
– В территориальный Фонд обязательного медстрахования (тел. 8-800-100-12-25). Кроме того, существует Всероссийский союз страховщиков, там примут любые ваши вопросы и жалобы в таком случае. Заходите на сайт old.ins-union.ru, там есть раздел «Обращение в ВСС» и специальная форма, которую надо заполнить.
– Сейчас лето, и читатели часто задают вопросы по поводу оказания медпомощи в других регионах РФ. Например, действует ли полис медстрахования при обращении в поликлинику в другом городе?
– Здесь нужно понимать, что существует базовая федеральная программа медстрахования, куда входит основной объём необходимой медпомощи, и территориальные программы. Они принимаются каждым регионом самостоятельно и, как правило, всегда шире базовой программы. Так вот, если помощь вам понадобилась в другом городе, то по полису можете рассчитывать на тот самый базовый федеральный объём. Ещё раз повторю, что там всё наиболее важное включено, и это будет для вас бесплатно.
Куда можно обращаться пациентам
- 8-800-500-82-66 – горячая линия по защите прав пациентов. Звонки принимают по будням с 12 до 17 ч.;
- 8-800-100-12-25 – горячая линия Фонда обязательного медстрахования Волгоградской области.