На границе Европы и Азии. Как посмотреть Казахстан и не оказаться банкротом

Мост через реку Урал очень напоминает наш волгоградский через Волгу. © / Zhanna Lorde / Commons.wikimedia.org

Согласно данным туроператоров, Казахстан в конце 2025 г. вошёл в число наиболее популярных направлений для россиян на новогодние каникулы. Журналист «АиФ»-Нижнее Поволжье» решил съездить в ближайший к Волгоградскому региону приграничный город в Казахстане — Атырау и понять, к чему надо быть готовым туристу. 

   
   

Хоть залейся...

Если поедете на машине, есть смысл рассчитать запас топлива так, чтобы хватило пересечь границу и ещё немного, а дальше заправляться по дороге. Горючее в соседней стране дешевле, это как раз тот случай, когда цены вас приятно удивят — они почти в полтора раза ниже, чем в России. 

Заправок много, и комфорт на некоторых просто невиданный. Так, примерно минут через сорок после пересечения границы мы попали на заправку размером с небольшой торговый центр, с большим магазином, кафе, молельными комнатами для мужчин и женщин, комнатой для матери и ребёнка, душевой и много чем ещё. Но справедливости ради отметим, что немало и заправок, которые по величине и комфорту заметно уступают нашим. 

Кстати, о заправках и вообще о покупках: теньге лучше приобрести заранее, так как на большинстве заправок и в некоторых магазинах принимают только наличные, а до обменника в Казахстане ещё добраться надо, если вы прибыли на автомобиле. Те энергичные женщины, которые неизбежно появляются после пересечения границы с предложением купить теньге, — не вариант, курс у них просто драконовский. 

Учтите и то, что вам как обычному туристу не удастся оформить местную банковскую карту: для этого надо иметь официальную работу в Казахстане и нечто наподобие нашего ИНН. Утверждения о том, что в Казахстане у вас примут карту «Мир», — ерунда, охотно там принимают только местную карту «Каспий». Потому опять же нужны наличные.

Наличные нужны будут и для покупки полиса ОСАГО, а его лучше купить, даже если приехали на пару дней. Цена немалая: за 15 суток (на меньший срок не оформляют) за обычный седан пришлось выложить 8000 теньге, то есть примерно 1200 руб. Полис можно оформить заранее онлайн, и лучше это сделать, так как сразу после пересечения границы его можно купить только в одном, очень сомнительном месте. Но мы купили именно там. Кстати, полис нам пригодился — нас остановили казахстанские гаишники за превышение скорости и проверили документы. Узнав, что мы журналисты уважаемой газеты, отпустили с миром и без штрафа.

И ещё о деньгах: как известно, въехать в Казахстан можно по внутреннему российскому паспорту. Это так, но в обменниках у нас требовали паспорт заграничный. Получается, если вас угораздит приехать только с внутренним паспортом, валюту придётся покупать исключительно нелегально.

   
   

Налаживаем связь

Загранпаспорт нужен будет и для покупки сим-карты, где бы вы не приобретали: на вокзале, в магазине, салоне связи. При этом с июня 2025 г. авиапутешественникам бесплатные сим-карты стали выдавать прямо в аэропорту. Очень удобно, и к тому же там есть выход на сайт, где концентрируется важная информация, начиная с телефонов экстренных служб и заканчивая маршрутами транспорта. Всем остальным за сим-карты придётся платить, причём дешевле всего они будут в небольших магазинах и салонах связи в городе. Если что, в городе много точек Wi-Fi, и если попросить, то им делятся.

О языке. На вывесках торговых точек на улицах Атырау — причудливая смесь казахского, русского, английского. Как правило, большинство надписей имеет перевод на русский, а большинство людей хорошо говорят на русском. Однако можно встретить молодёжь, которая не понимает ни на русском, ни на английском, мы с таким столкнулись.

Если же говорить в целом, то, если любите путешествовать и не боитесь длинных переездов (а дорога из Волгограда до Атырау заняла со всеми остановками примерно 16 часов), поехать в такое путешествие стоит, впечатлений и эмоций будет много.

Вас ждёт очень необычная дорога, которая удивляет своей необъятной шириной. Мы попали так, что на трассах не было ни машин, ни пробок. Местами создавалось ощущение, что это не у нас, а у них объявляют беспилотную опасность, и потому на трассах даже не в самое позднее время полная пустота.

Единственное, где наблюдалось скопление фур, — это таможня. Там большегрузы вытягиваются в очередь на километр-другой, при этом основной их груз — китайские автомобили. Целые караваны стоят загруженными перед российской границей и пустыми — на въезде в Казахстан.

В самом Атырау поразила невероятного простора красивейшая центральная площадь с мечетью, опять же нереально широкие улицы и проспекты. Этот размах — полная противоположность, например, нашему Сочи с его точечной застройкой.

Дополняет картину степных просторов полное отсутствие деревьев — они есть только внутри города, а за его чертой это настоящий раритет, в том числе в местных аулах. Дома, школы размером с Дворец съездов, склады, магазины — есть. Деревьев — нет.

Зато отсутствие зелёной растительности компенсирует наличие живности — всю дорогу нас сопровождали стада овец, коров, лошадей, а один раз встретилось немалое стало верблюдов. Ехать надо осторожно, так как большая часть трассы фонарей не подразумевает, и в сумерках наткнуться на животное на дороге легко, к тому же лошади разгуливают и ночью. Будьте готовы к тому, что вдоль всей трассы установлены макеты коров и лошадей (иногда детей), и в сумерках издалека не так просто отличить живую корову от макета. И ещё — камер на дороге нет, но трассы патрулируют машины ГАИ, которые замеряют скорость едущих авто (вот мы так и погорели...)

В машине времени

На подъезде к Атырау поражают сначала невиданной красоты фонари (они сияют от самого основания красивыми разноцветными огнями, это настоящее шоу на несколько километров), а потом, для контраста — напрочь убитая дорога, где идёт ремонт и которая вытрясет из вас всю душу.

В самом городе всюду чистота, во дворах — раздельный сбор мусора, у подъездов ночью люди спокойно оставляют велосипеды, самокаты, детские коляски.

Центр Атырау – величественный, просторный и красивый. Фото: Дмитрий Карман

Идёт большая стройка, много новых жилых комплексов, но наряду с ними хватает и старых двухэтажек и неубиваемых пятиэтажек-хрущёвок. Национальный колорит хорошо ощущается в центре города, где царит красота, величие и всё тот же размах. Когда рано утром над всем этим раздаются звуки молитвы (трансляция по громкоговорящей связи идёт из мечети на площади), то ощущения остаются непередаваемые.

А ещё в городе есть немало мостов, один из которых сильно напоминает наш мост через Волгу, и это тоже как-то роднило с местностью.

Наконец, о людях: какой-то вражды по отношению к себе мы не почувствовали, хотя бывалые товарищи уверяли, что если бы мы остались пожить подольше и начали решать те или иные проблемы, мало бы не показалось. Спорить не буду, скажу лишь, что как путешественникам нам было комфортно, более того, незнакомые нам казахи помогли решить вопрос с жильём и поверили на слово, сдав квартиру без предъявления паспортов с нашей стороны.

В общем, мы получили увлекательный опыт. Интересно было ощутить себя в машине времени, в той жизни, которая была у нас совсем недавно, — самой обычной, спокойной и мирной, где главная проблема — успеть сделать всё до Нового года и отметить его как можно более запоминающимся c1 образом. И хочется верить, что всё к нам вернётся...

Какие сувениры можно купить

Есть интересные изделия из кожи — панно, сумки с вышивкой, кошельки. Из текстиля и войлока — оригинальные тюбетейки, войлочные картины с аппликациями. Интересна керамика, ювелирные изделия, фляги из кожи.

Из продуктов — солёный и сладкий сыры, топлёное масло, мёд из верблюжьей колючки, орехи, чаи, специи, деликатесы из конины, шоколад, пастила, сухофрукты.

Факт
Атырау — крупный научный и промышленный центр Западного Казахстана, где проживает более 400 тыс. человек. Население города стремительно растёт. Расположен на реке Урал, считается, что здесь пролегает граница между Европой и Азией. В городе развита промышленность, в первую очередь нефтепереработка, есть два университета, два института, драмтеатр, музеи. В пригороде развито животноводство и рыболовство.