– Православная церковь в этот день отмечает праздник, который посвящен одному из самых почитаемых святых на Руси – Георгию Победоносцу, – рассказывает собеседник vlg.aif.ru Светлана Снежина. – В этот день в 11 веке проходило освящение церкви святого Георгия, что находилась пред вратами Софии Киевской. Построена эта церковь была князем Ярославом Мудрым в честь своего небесного покровителя – мало кто знает, но крещен этот великий князь был под именем Георгий. И дата освящения построенной церкви была выбрана далеко не случайно – в этот день была задолго до этого освящена одна из четырех Георгиевских храмов Константинополя.
В народе этот день называли Юрьевым осенним (существует еще весенний, он отмечается 6 мая). И самое известное, пожалуй, выражение про этот день известно многим.
«Вот те, бабушка, и Юрьев день!» – говорить такое принято в ситуациях, когда на что-то рассчитывал, ждал, надеялся, а когда время пришло, тебе сказали: нет, все отменили, «кина не будет – все идут по домам»...
Основанием для такого выражения стала история о том, что долгие годы, несколько столетий, во времена крепостного права на Руси была такая традиция: на Юрьев день – неделя до и неделя после, крепостной мог уйти от одного своего хозяина к другому. И многие этим пользовались, особенно если сил уже не было терпеть крепостника-самодура, и с нетерпением ждали этого дня.
Но в конце 16 века такую возможность перехода отменили. Крепостные оказались в полной зависимости от своего хозяина, а они, как известно, были разные – кто-то заботился о своих крепостных, больницы и школы строил, а кто-то менял их на борзых собак и ружье свое ценил выше жизни любого крепостного. Оттого и появились в народе такие горькие поговорки: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» и «Ага, наряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора!»
В связи с этим образ святого Георгия, поражающего копьем змия, стал еще более любим и почитаем в народе, потому что в образ этого самого змия вкладывали люди как все свои беды и несчастья, так и образы всех тех, кто в них повинен.
Так что просили в этот день заступничества у святого в делах, связанных с судами и несправедливыми обидами. Просили его также и о здоровье для себя и близких.
После храма же принято было идти домой и заниматься домашними делами – лениться в этот день было категорически запрещено, надо было быть все время «при деле»: надо было обязательно к этому дню утеплить все двери и окна в доме, хорошенько утеплить погреб, так как холода наступали не шуточные; кроме этого, занимались другими бытовыми мелочами, хлопотали по хозяйству, женщины занимались рукоделием и приготовлением еды.
К вечеру хозяйки обязательно пекли большой постный пирог с капустой и приглашали на чай или сбитень не только родных, но и соседей. Считалось, что если угостить в этот день пирогом как можно больше людей, то зиму можно будет легко пережить. Чем больше людей угостишь, тем легче зиму проживешь.
Обязательно старались в этот день раздать все долги и не набрать новых. В долг давать не рекомендовалось – отданное могло никогда не вернуться. И опасайтесь фальшивомонетчиков – даже в магазине могут дать фальшивую купюру, так что лучше либо не ходить в этот день по магазинам, либо расплачиваться исключительно безналичным путем. Что называется, от греха подальше.
Новые дела в этот день не начинали и в дальний путь не отправлялись. Если же все-таки приходилось это по каким-то причинам делать, то надо было обязательно перед этим отслужить молебен святому Георгию и взять с собой икону с его изображением.
Приметы дня:
- Для предсказания погоды в этот день ходили к колодцам и слушали воду.
- Если не было в них слышно ни плеска, ни шороха, то ожидали легкой и спокойной зимы.
- Если же были слышны шумы или рябь, то это предвещало вьюги и бураны.
- Если на поверхности льда на реках появлялась вода, то ждали оттепели.
- Оттепель предвещали и раскричавшиеся почем зря петухи.