– Такой вопрос лучше решать на личной консультации, оценив готовность ребёнка к школе по ряду параметров, включая не только уровень знаний, но и социально-психологический, эмоционально-волевой, поведенческий и другие аспекты, – объясняет психолог Игорь Краснов. – При этом желание ребёнка учиться – это, безусловно, хорошо, и оно наблюдается у многих детей, но они ещё не могут соотнести свои возможности и предстоящие непростые задачи, которые возникнут с первого же дня учёбы.
При всём желании семьи приобщить ребёнка к знаниям, опередив других, родителям надо понимать, что даже для самого развитого мальчика или девочки поступление в школу – это сильный стресс. Так, по данным практических наблюдений, до 60% детей имеют низкий показатель адаптации к такому новому этапу в жизни, у них возникают трудности в обучении, они нуждаются в помощи психологов.
Отсюда неврологические реакции – они наблюдаются у 70% первоклассников. Это астенический синдром, часто меняющее настроение, прерывистый сон, высокая утомляемость. У некоторых детей может проявляться гипердинамический синдром – им трудно сохранять усидчивость, бывают вспышки агрессии, двигательное беспокойство. Головные боли, боли в области сердца, живота характерны примерно для 39% школьников, ещё у 19% проявляются реакции страха – дети сосут палец, обкусывают ногти.
Такие нарушения центральной нервной системы носят обратимый характер и, как правило, сглаживаются в течение двух-трёх месяцев, но всё равно это потрясение для детского организма. Учтите также, что в этот период для ребёнка характерен кризис семи лет, когда он всеми возможными способами пытается утвердить свою взрослость, а это дополнительные проблемы в поведении. Поэтому стоит всё хорошо обдумать.
В качестве альтернативы можно рассмотреть такие образовательные учреждения, где обучение строится не по классической схеме – там ребёнку предоставлена бо́льшая свобода в принятии решений, есть возможность значительную часть времени проводить в кругу семьи, акцент сделан на развитии нешаблонного мышления и т. д.