Православная церковь чтит 20 октября память двух святых, носивших имя Сергий — Сергия Печерского, что жил в 13 веке, и Сергия Нуромского (Вологодского), который жил на рубеже 14 и 15 веков и, будучи греком, специально прибыл в русские земли, дабы стать учеником Сергия Радонежеского.
Оба этих святых отличались боголюбием и послушанием божественному провидению, служили Ему верой и правдой и вели за собой простой народ, указывая ему путь к свету и Божественной любви.
И день этот на Руси прозвали Сергиевым, не отмечая ни одного, ни другого святого конкретно – кому кто был ближе, тому и молились. Прося о нуждах своих насущных. А самое главное – чтобы зиму пережить благополучно, без болезней, голода и других напастей.
Это было особенно важно именно 20 октября, так как в прежние времена считалось, что именно с этого дня зима полноценно заявляет свои права, поэтому в народе Сергия назначили ее начальником.
Так и называли день 20 октября «Сергий — зазимник» да «Сергий — зиме начальник». «На Сергиев день зима холода на Русь отправляет», — говорили также наши предки.
Первый снежок и несильные пока еще морозы обозначали приход сезона, к которому крестьяне готовились заранее, наполняя погреба запасами, а сараи — дровами. Зима устраивала суровую проверку хозяйствам, и от того, насколько потрудилась семья, зависело ее физическое выживание. Как правило, к этому дню все уже было готово и оставалось ждать снега и традиционных зимних занятий.
В этот день старались соблюдать определенные ритуалы.
Первым делом надо было пойти во двор и напоить-накормить скотину, а потом уже самим за стол садиться.
Растапливали печь самые младшие члены семьи — считалось, что тогда зимой в доме будет всегда тепло. Пока еще водоемы не покрывались льдом, спешили в них опустить бочки с солеными огурцами. Хорошо закупоренные, они очень хорошо хранились всю зиму подо льдом, где температура была постоянной и идеальной для хранения солений, так что по весне семья получала прекрасно просоленные вкусные огурцы.
На Сергия же на столе должны были быть блюда из курицы — к этому дню куры уже набирали вес и их можно было начинать рубить. Считалось, что если начать делать это до 20 октября, то куры во дворе водиться не будут. На Сергиев же день рубить их надо было до восхода солнца — сколько успеешь зарубить, столько можно было везти на базар, получишь хорошую цену. Первую же зарубленную в этот день птицу оставляли дома для того, чтобы побаловать домашних вкусным куриным супом с домашней лапшой, секрет приготовления которого у каждой хозяйки был свой, особенный.
А вот хлебы печь и вообще что-либо делать из теста в этот день категорически запрещалось.
Святой Сергий особенно почитался представительницами слабого пола — они доставали из сундуков новые платки и надевали их. Считалось, что это убережет их от головных болей и мигреней. Радивому мужу рекомендовалось подарить своей жене платок в этот день — тогда у нее весь год голова болеть не будет.
Замужним женщинам запрещалось в принципе ходить без головного убора, а в этот день — тем более. Что вполне объяснимо, потому что покрытая голова — это символ небесной защиты, а ношение головного убора женщинами — многовековая традиция у многих народов. Таким образом они защищали своих продолжательниц рода от всяческого негатива.
Девушки в этот день старались умыться кислым молоком — считалось, что это сделать их еще краше и надолго сохранит молодость и здоровье.
Приметы дня 20 октября:
- если луна на небе на Сергия бледная да мутная, жди морозы и снег;
- если стояла хорошая погода, то такой она будет еще три недели;
- если выпадет снег, а деревья еще не сбросили листья, то он скоро растает;
- если землю припорошит снег, то зима встанет на ноги на Матрену, 22 ноября;
- «Сергей инеем травы бьет, а Матрена (22 ноября) зиме вспять повернуть не дает», — говорили в народе.