Православная церковь чтит 4 сентября память святых мучеников Агафоника, Зотика, Феопрерия, Акиндина, Севериана и Зинона, а также прочих, которые приняли смерть за Христа во время правления императора Максимиана.
Народная молва выделила из них всех по какой-то причине именно Агафоника.
В тулупе наизнанку
Переименовав его в привычного слуху Агафона, народ прозвал его Огуменником — именно его обычно просили о том, чтобы избавил от всякой нечистой скверны, насланной или привлеченной самостоятельно.
В старину день этот считался недобрым, так как именно 4 сентября просыпалась вся нечисть, которая могла навредить собранному и обработанному к тому моменту урожаю. Хранился урожай зерновых, запасенных на целый год, и солома для скотины в месте, которое называлось «гумно». К 4 сентября у крестьян на гумне уже все, как правило, было сложено и подготовлено к долгой зимовке. И согласно поверьям, именно в этот день нечистая сила приходит туда для того, чтобы позабавиться — копны разбросать, зерно рассыпать, а в самом тяжелом случае и овин с зерном могли поджечь разыгравшиеся нечистые.
Чтобы этого не произошло, мужчины шли сторожить свое добро. Для этого нужно было тулуп надеть наизнанку, сапог с левой ноги надеть на правую ногу, а с правой — на левую, взять с собой святой воды и кочергу вместо ружья. Перед выходом обязательно нужно было помолиться великомученику Агафону-Огуменнику. Только так можно было не только добро свое сохранить, но и самому бесследно не сгинуть, так как хитра да на обман охоча всегда была нечисть.
Девиц мазали сажей
Придя на гумно, хозяин чертил мелом круг, садился в его центр и глаз всю ночь не смыкал. С собой обязательно брали пирожки с разными начинками, которые в этот день пекли хозяйки. Пирожки эти были особенные — маленькие, аккуратные.
Их пекли много, часть относили на чердак, часть в баню, в овин, в конюшню, за печку обязательно, чтобы задобрить Домового, Дворового, Банника и других невидимых глазу жителей дома да подворья, чтобы помогали они оберегать имущество хозяев.
Существовало также поверье о том, что именно 4 сентября из леса леший приходит к сельским домам, чтобы найти себе жену из деревенских красавиц. Поэтому девиц на выданье родители в этот день из дома не выпускали, а иные мазали их сажей, одевали в драные платья, обязательно надевали пояс из чертополоха, а на голову — венок из осенних листьев с крапивой. Все это делалось для того, чтобы леший не украл их и не увел за собой в лес.
Вернется троекратно
Прошли те времена, когда нужно зерно на гумне охранять и бояться Лешего, который мог унести в лес. Однако отголоски этих поверий существуют и в наше время. Так, испечь пирожки с разными начинками и разложить их в бане, в доме и во дворе, чтобы задобрить Домового, будет не лишним и сегодня. А еще 4 сентября молодым девушкам не рекомендуется красиво и ярко одеваться, а по возможности и из дома не выходить — кто знает, какой такой Леший тебя за углом поджидает!
В любую дорогу в этот день отправляться не рекомендовалось — считалось, что пути не будет. Да и вообще никаких новых дел лучше было не начинать.
А вот добрые дела только приветствовались. Существовало поверье о том, что сделанное в это день доброе дело вернется к человеку в троекратном размере.
Бездельничать и устраивать пьянки-гулянки 4 августа было нельзя, дарить и принимать подарки тоже — можно навлечь беду на себя и близких, мыслей плохих допускать не следует — материализуются почти мгновенно. Лучше весь день посвятить работе по дому, чинить одежду, убирать, готовить.
Приметы дня на 4 сентября:
- если в этот день дул южный ветер, то еще постоит тепло долго;
- если северный, то нужно утепляться, западный — жди дождя, а восточный — будет тепло и сухо;
- если день на Агафона Огуменника солнечный, то осень будет теплой;
- если же холодный и влажный, то зима придет скоро и будет морозной;
- если в лесу мало грибов, но много орехов, то зима будет морозной и снежной;
- если 4 сентября туман в лучах солнца, то тепло будет еще долго.